Темнота — друг магазинов: крупные сети стали активно вкладываться в дарксторы

Автор фото: vostock-photo

Дарксторы помогают гипермаркетам удержать покупателей в эпоху e–grocery.

За последний год доля онлайн–заказов в крупных торговых сетях выросла в среднем на 40% в целом по стране. Поэтому компании активно вкладываются в развитие дарксторов ("магазинов без покупателя", где происходит сборка заказов и передача их курьерам). Основные преимущества этого формата: локация не требует хорошей проходимости, ретейлеру не нужно оформлять фасад и торговый зал, товары сложены максимально компактно и удобно для сборки. Поэтому требуемая площадь получается меньше, чем для магазина, а объём товаров — больше. В век онлайн–торговли часто бывает, что в доставке из даркстора ассортимент шире, чем в офлайн–магазине.

Экономия на "квадратах"

У "ВкусВилла" в Петербурге работает более 15 дарксторов. Сейчас появился новый формат — "даркстор мини", который отличается меньшей площадью и адаптированным ассортиментом. В компании уверяют, что доставка оказалась прибыльным проектом, подтверждая это тем, что открытые в 2021 году 100 дарксторов в целом по стране уже окупились.
"Азбука вкуса" в Петербурге сейчас в поиске эффективных решений развития дарксторов, а в Москве есть свежие результаты — в начале июля запустили первый магазин без покупателей площадью 400 м², где более 5 тыс. SKU.
В пресс–службе X5 Group сказали, что сеть "Пятёрочка" на данный момент уже открыла три объекта типа даркстор, до конца года их количество планируется увеличить. "Технические характеристики, критерии и требования к площадям отличаются от офлайн–магазинов, поэтому для открытия рассматривается более широкий список объектов. Период окупаемости дарксторов сопоставим с офлайн–магазинами и в некоторых случаях даже опережает его. При этом “Пятёрочка” не планирует расширять площади и количество дарксторов путём сокращения торговой площади и количества офлайн–точек", — прокомментировали там.

Два в одном

Тем временем игроки, представляющие сегмент гипермаркетов, стали оборудовать дарксторы прямо внутри магазинов, чтобы развести потоки покупателей и сборщиков заказов. "В магазине товары размещены так, чтобы покупатель в поисках нужных ему увидел максимальное количество других продуктов и положил себе в корзину. Чем больше времени он проведёт в зале, тем выше в итоге чек, — поясняет старший аналитик Data Insight Ольга Пашкова. — В дарксторе основной метрикой становится скорость сборки".
"Лента" планирует до конца года оборудовать дарксторы внутри 45 своих гипермаркетов по России и в 14 — по Петербургу. В компании отмечают, что доля онлайн–канала в сети составляет сейчас 10%. В "Ленте" даркстор представляет собой выгороженную зону в гипермаркете площадью около 400 м² (в среднем менее 10% от торгового зала), на которой хранятся самые популярные среди онлайн–клиентов товары (1–1,5 тыс. позиций). Эта часть ассортимента составляет 30–50% продаж. На тех объектах, где провели тестирование формата, скорость сборки заказов увеличилась в 4 раза.
"Мы реконструируем торговый зал без потери ассортимента и называем это выходом в полную омниканальность, когда все процессы начинают меняться. Чем выше доля онлайн–продаж, тем сильнее эти изменения. Есть гипермаркеты, где на онлайн приходится 30% продаж. Формат магазина позволяет, сохранив для клиента ассортимент, найти модель, которая оптимизирует операции. При этом капитального строительства не требуется, вся перестановка состоит из огораживания зоны сборки стеллажами и завоза туда необходимого оборудования", — рассказала директор собственных онлайн–сервисов "Ленты" Софья Леина.
Известно, что подобные проекты пробуют также "Ашан" и Metro. В сетях на запрос "ДП" не ответили.
Интернет–магазин "О’Кей" работает по схеме пунктов выдачи и сбора заказов (ПВЗ) с полок гипермаркетов. ПВЗ, как склады интернет–магазина, служат для промежуточного хранения собранных заказов. Склады оснащены системой адресного хранения, позволяющей быстро находить нужные заказы, а также минимизировать риски возможных ошибок.
"Адресное хранение используется и в самом гипермаркете. Сборщики сразу видят, на каком стеллаже лежит заказанный клиентом товар, и могут быстро сориентироваться внутри торгового зала. Такой вариант легко масштабируется и требует меньше инвестиций со стороны компании, а также не уступает в эффективности дарксторам. В Петербурге у нас достаточно гипермаркетов, чтобы на их базе открыть пункты сбора и выдачи заказов и при этом покрыть зону города и области, сохранив оптимальное время доставки. Если мы понимаем, что в рамках района или муниципалитета увеличивается спрос, рассматриваем запуск нового ПВЗ", — рассказала директор по электронной коммерции компании "О’Кей" Елена Ременникова. Сейчас в Петербурге ПВЗ есть в 23 гипермаркетах из 24.

Игра в догонялки

Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков называет совмещение вынужденной мерой, поскольку площади гипермаркетов избыточны. Раньше в них до 50–70% отводилось под non–food, с появлением маркетплейсов это стало нерентабельно.
"Ретейлеры заменяют брендовый дорогой ассортимент собственными торговыми марками, снижается количество товара на полке. Если раньше магазин у дома мог насчитывать 5–6 тыс. SKU, то сейчас — 3 тыс.", — поясняет он. Гибридная модель помогает оптимизировать использование площадей.
Софья Леина подчёркивает, что e–grocery — один из самых тяжёлых видов бизнеса с точки зрения экономики. Задача для ретейлера усложняется наличием предложений ультрабыстрой доставки (за 10–15 минут). Подобные проекты позволяют игрокам часто взаимодействовать с клиентом, наращивать лояльную базу. Поэтому сетям постоянно приходится изобретать что–то новое, чтобы не упустить покупателей.