Президент Торгово–промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин направил главе Роспотребнадзора Анне Поповой письмо, где говорится о многомиллиардных убытках бизнеса от усилившегося потребительского экстремизма и о законодательных предложениях по борьбе с ним. Председатель совета ТПП по развитию электронной коммерции Алексей Фёдоров рассказал "Российской газете", что в ряде регионов действуют целые "организованные банды юристов".
"Злоумышленники покупают дорогую электронику, например смартфоны элитных моделей, и намеренно сжигают их в микроволновках. После чего сдают в “прикормленные” экспертные организации, где получают заключение о производственном дефекте. После получения положительного решения суда злоумышленники уклоняются от получения от продавца денег, так как по закону о защите прав потребителей на ретейлера налагается неустойка в размере 1% в день от стоимости товара, это 365% годовых", — отметил Фёдоров. В итоге "юристы–экстремисты" получают сумму, в 3–5 раз превышающую цену смартфона.
Что предлагает ТПП? Во–первых, ограничить сумму неустойки стоимостью товара. То есть если смартфон стоил 100 тыс. рублей, потребитель по суду не может претендовать более чем на 200 тыс. "Также мы просим обязать потребителя указывать свои банковские реквизиты при подаче заявления в суд. Сейчас ретейлер вынужден буквально бегать за потребителем, не зная, куда направить выплату, а 1% в день неустойки тикает", — подчеркнул Алексей Фёдоров.
Однако самое интересное в его рассказе начинается там, где он приводит статистику по регионам. Выясняется, что в Самарской области в прошлом году было рассмотрено 4821 подобное дело, в Саратовской — 577, в Башкортостане — 1389. Хотя, например, в куда более населённой Москве — 508, в Санкт–Петербурге — 133. Значит, похоже, речь идёт всё–таки не о глобальной проблеме, а о локальной. По сути, о трёх регионах Приволжского федерального округа. И тогда менять законодательство смысла не имеет.
Другое дело, что оставлять подобное без реакции тоже нельзя, особенно в Самарской области. Ведь если верить ТПП, речь идёт скорее о мошеннических группах, чем о потребительском экстремизме. Массовая "прожарка" айфонов в микроволновках, наличие "прикормленных" (по выражению Фёдорова) экспертов, "невнимательность" судей к реальным обстоятельствам дел и штамповка судебных решений как под копирку — всё это должно стать предметом тщательного анализа со стороны правоохранительных органов.