Почему в Карелии так много торговых марок для туристов и на какие из них стоит обращать внимание — в обзоре "Делового Петербурга".
Карелия очень любит бренды. Потому что их очень любит нынешний губернатор Артур Парфенчиков. В разное время брендами республики пытались сделать хаски, которые являются исконным "брендом" северо–востока Сибири; дикие ягоды вроде черники и брусники, которые можно найти в сетевых магазинах в любом регионе; шоколад с местными пейзажами на этикетах, который был забыт очень быстро по причине посредственного вкуса.
Мармелад от "Славмо" в громоздкой невыразительной картонке, иван–чай, которым заполонены все маркетплейсы, варенье из морошки по 500 рублей за 200 г. Всему этому прочили будущее настоящих брендов. Но вечна, похоже, только карельская калитка, которая крайне неудобна тем, что вкус у неё примерно одинаков вне зависимости от производителя.
В республике даже есть отдельный торговый знак "Сделано в Карелии" для производителей чего угодно, прошедших добровольную сертификацию. Никаких официальных преференций вроде мест на полках в крупных магазинах он не даёт. Зато добавляет солидности.
Всего много, всё одинаковое
Всевозможными карельскими "диковинками" туристов завалили по полной. От мороженого с икрой ряпушки до косметики. Сувенирки в республике много. Потому что доля малого бизнеса довольно велика, а турпоток не иссякает. Вполне логично заработать на путешественниках.
Правда, в основных туристических магазинах где–нибудь на проспекте Ленина в Петрозаводске глазу зацепиться особенно не за что. Всё довольно однотипное. Куколки–закрутки из лоскутков, украшения из полимерной глины и эпоксидки, магнитики, футболки с шутками про комаров, деревянные поделки весом от 5 кг, странноватая керамика.
Есть крупные "пищевики", которые держат рынок дикоросов и рыбы. Морсы, джемы, даже клюква в сахаре и солёная форель — всё давно поделено.
Местные жители, кстати, это редко покупают. Во–первых, баночка варенья из черники стоит, например, рублей триста. Во–вторых, бабушка сварит это варенье и угостит бесплатно. Конечно, оно будет не так красиво упаковано. Зато сварено с любовью.
Небольшой частной фирме, которая хочет предложить свои товары из карельских ягод и грибов, пробиться на рынок будет непросто. Магазинные полки давно и прочно заняты. Поэтому те, кто действительно хочет выделиться, ищут ещё не занятые ниши.
Пряники печатные и не только
"Есть сложности с представлением туристических брендов в сувенирных торговых точках. В регионе не так–то просто представить свой ассортимент в ключевых туристических точках. Есть монополисты, которые не готовы дать шанс перспективным продуктам", — считает Виктория Шилова, создательница бренда "Мастерская карельского пряника".
Виктория выпускает пряники–фигурки, печатные пряники, сувенирные ложечки с сосновым сиропом и иван–чаем, пряничные раскраски, глинтвейн и даже книжки для малышей про пряничных героев.
Она изначально целилась в туристов. И попала. Сейчас крупные компании заказывают для гостей из других регионов пряничные карельские наборы. На рынке Шилова уже около 10 лет. Говорит, конкурентов мало.
"Если и есть конкуренты, то они производят более простой пряник — с фотопечатью изображений, что гораздо проще в изготовлении, но и выглядит не так самобытно. Ещё много кондитеров делают пряники современного формата, но мы от этого направления давно отошли", — объяснила предпринимательница.
Отмороженное мороженое
Вообще же, говорит Виктория, рынок только формируется. Поэтому встретить на нём можно всякое.
"Подружка приехала, решила её удивить жарким днём — купила в сетевом магазине “Карельский стандарт” с брусникой, — пожаловалась Анна, жительница Петрозаводска. — В общем, так стыдно мне никогда не было. Вскрыли упаковки, а там такое скукоженное мороженое в большом стакане сиротливо болтается, а на стенках стаканчика изнутри сиротливые брызги шоколада". То же предприятие, не мудрствуя лукаво, создало мороженое "Кижское". По вкусу — обычный пломбир.
Цена такого удовольствия — 80–90 рублей. Не так страшно. А вот мороженое от компании LUMIPALLO стоит значительно дороже — в районе 200 рублей за 80 г. Зато в линейке мороженое "ручной работы" — с креветками, с икрой и даже с грибами. Отзывы — спорные. С грибами, говорят, пресновато. С икрой ряпушки — просто странно. Многие отмечают: это — забава на один раз. Продукт настроен на туристов. Местные не будут покупать мороженое за 200 рублей — дорого.
Пиво в Карелии своё тоже есть. Например, пивоварня Vottovaara предлагает несколько сортов. Однако, скажем, найти местные хмельные напитки в кафе и ресторанах, куда чаще заходят туристы, непросто. В основном рестораторы выбирают крупных поставщиков. А ввиду того, что рекламировать алкоголь нельзя, возможности узнать об этом продукте у путешественников мало.
Карелия на лице
Не только едой готовы потчевать туристов. Но и косметикой. Этот рынок в Карелии пока в зачаточном состоянии. Производителей мало, конкурировать с привычными брендами сложно. Но это понятно: уход за собой для многих — процесс, который не терпит никаких нарушений. Однако и свои банки, и тюбики в регионе есть.
"У нас около 200 позиций, — рассказывает Вита Чёрная, основатель бренда Silent Lake. — Ассортимент большой. От природного мыла до уходовой косметики, масок из глины, травяных чаёв. У туристов популярны продукты, содержащие максимум экстрактов трав. Кремы иногда опасаются покупать. Зато чай, маски, средства для волос берут в больших объёмах, сразу всем друзьям. А жители Карелии, кстати, берут кремы, тоники, те продукты, которые надо подбирать по типу кожи.
Наша продукция ориентирована и на местных, и на туристов. Многие, однажды купив косметику как сувенир, становятся нашими постоянными покупателями благодаря интернет–магазину. Часто местные покупают для друзей, корпоративных клиентов".
Однако ведение бизнеса в Карелии очень проблематично. Вита Чёрная, кстати, переехала в Карелию из Петербурга 12 лет назад. "Могу сказать, что все бизнес–процессы здесь очень затруднены. От доставки и транспортной логистики и кадров до мест сбыта. Всё очень сложно, тяжело и медленно двигается", — отметила предпринимательница.
При этом сложная логистика и долгое время ожидания поставок сырья — это оборотная сторона медали. Производство расположено, как говорит основатель бренда, в лесу. Все травы и коренья, идущие в дело, растут далеко от городов.
Вита Чёрная говорит, что цена не повышалась с 2012 года. Это — осознанный шаг, который позволяет оставаться на плаву и развиваться.
Забытые лыжи
Рынок брендированных продуктов в Карелии, несмотря на знак "Сделано в Карелии" и обилие сувенирных лавок, находится в зачаточном состоянии уже не первый десяток лет. Что говорить, если даже карельские власти предпочитают заказывать на портале госзакупок сувениры и подарки не локального производства.
На рынке царят хаос и полнейшая вольница. Бренды возникают из ниоткуда, но, продержавшись на статусе "новинки" сезон–два, уходят в небытие.
Впрочем, в небытие уходят и бренды, которые некогда гремели на всю Россию. Как, например, лыжи Karjala из Сортавалы, о которых мечтали во всех республиках СССР. "Сорсу–спорт" восстановили производство буквально из руин. Но былой славы бренду не вернули.
Впрочем, есть у Карелии пара брендов, с которыми туристам обязательно нужно познакомиться. Это комары и белые ночи. Отдаются бесплатно. Запоминаются навсегда.