Для морской линии Усть–Луга — Балтийск построят два парома за 30 млрд рублей

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Конкурс на строительство и поставку двух судов объявило АО "Государственная транспортная лизинговая компания". В ГТЛК отмечают, что они будут построены по российскому проекту, подписать контракт с поставщиком планируется до конца сентября. Спустить на воду паромы должны в 2028 году. Профинансируют проект на средства из Фонда национального благосостояния, максимальная цена договора — 30 млрд рублей.
Сегодня линию между портом Усть–Луга в Ленинградской области и Балтийском в Калининградской области обслуживают четыре ж.–д. парома: "Амбал", "Маршал Рокоссовский", "Генерал Черняховский" и "Антей". Каждый ежемесячно совершает по пять–шесть круговых рейсов. В октябре перевозки также должен возобновить "Балтийск", ушедший на ремонт в апреле. Обслуживает линию ООО "Оборонлогистика". Помимо ж.–д. паромов компания доставляет товары в эксклав тремя сухогрузами. Кроме маршрута Усть–Луга — Балтийск на снабжение области также работают линии порт Бронка — Калининград, Санкт–Петербург — Балтийск и Санкт–Петербург — Калининград.
Развивать морской транзит товаров в Калининград власти резко начали в 2022 году, когда Литва из–за санкций перестала пропускать в эксклав санкционные грузы по железной дороге, а на часть товаров ввела квоты, которые быстро исчерпывались. Сегодня на всех каботажных маршрутах до Калининградской области работает порядка 30 судов. На конец августа прошлого года регион снабжало 21 судно, а в марте 2022–го — всего три.
Как отмечает завкафедрой безопасности Президентской академии в Санкт–Петербурге Александр Дмитриев, около 30 постоянно действующих судов между Калининградом и Петербургом в целом достаточно для обеспечения региона всем необходимым. Но так или иначе морской транспорт в некоторых аспектах всё равно проигрывает по практичности прямым ж.–д. перевозкам.
"С помощью железных дорог можно организовать более короткий маршрут, загрузить побольше вагонов. А морской транспорт требует взаимодействия с другим видом транспорта для перегрузки с тех же железных дорог или автомобилей. То есть время обработки одного и того же количества груза при морской доставке может быть больше", — объясняет эксперт.
Власти выделяют операторам, обслуживающим калининградское направление, субсидии, чтобы те сохраняли сниженные тарифы на перевозку товаров. В апреле 2024–го Росморречфлот распределил между 16 компаниями 1,8 млрд бюджетных рублей, в июне было объявлено о выделении дополнительного финансирования программы в размере 2,8 млрд.