Техника поможет и подскажет: спрос на умные устройства продолжает расти

Автор фото: Freepik.com

Порядка четверти россиян (23%) обладают опытом применения технологий "умного дома", говорится в исследовании ВЦИОМ от августа 2024 года. Аналитики пришли к выводу, что чем выше уровень осведомлённости и личного пользования, тем позитивнее восприятие таких устройств. И в этом утверждении отражаются как перспективы, так и боли рынка.

Различные исследования аналитических агентств демонстрируют, что ежегодно увеличивается число тех, кто планирует прибрести смарт-девайсы для дома в будущем. При этом, расширилась и общая аудитория пользователей, которая теперь охватывает все возрастные категории — от детей до пожилых людей, отметили в пресс-службе Wildberries. "В целом же россияне привыкают к новым цифровым помощникам и начинают их чаще использовать для решения ежедневных задач. Уверены, что спрос на такие гаджеты продолжит расти и дальше, тем более, что рынок ещё не перенасыщен", — добавили в компании.
Так, на Wildberries продажи умных устройств для дома в первом полугодии 2024-го выросли на 83% по количеству и в два в раза в деньгах в сравнении с январём-июнем 2023-го. На Ozon за этот период продажи в сегменте умных устройств выросли более чем на 75% год к году. В числе наиболее востребованных товаров на обеих площадках: умные колонки, камеры, гаджеты для дома, а также составляющие для системы "умный дом".
В онлайне позитивная динамика наблюдается не только на маркетплейсах. Так, если брать данные по всей стране, в первом полугодии 2024-го в сравнении с тем же периодом в 2023-м продажи устройств для умного дома за год выросли на 17%: в ресейле покупки стали совершаться чаще на 10%, приобретение новых гаджетов увеличилось на 23%, сообщили в Авито. По Петербургу картина чуть иная. В целом по данной категории продажи выросли на 7%, приобретение устройств "с рук" прибавило 2%, а новых — 14%. "Самые популярные представители умного дома — роботы-пылесосы. Именно на них пришлось почти половина (44%) от всех продаж", — добавил Павел Комаров, руководитель бизнес-направления "Электроника и бытовая техника" Авито Товары.
Как показывают данные ретейлеров, не спадает интерес к данной категории товаров и в офлайне. "Сегмент умных устройств продемонстрировал большой рост — так, например, за первое полугодие 2024 года россияне купили 800 тыс. умных часов на общую сумму 16,2 млрд рублей, — рассказали в пресс-службе Группы М.Видео-Эльдорадо. — Что касается умных колонок, то за этот же период россияне приобрели 2,2 млн гаджетов на общую сумму 20 млрд рублей".
Автор: Freepik.com
По оценке генерального директора агентства TelecomDaily Дениса Кускова, спрос сохранится на том же уровне в перспективе ближайших нескольких лет. При том и покупатели, и производители переориентировались в части нового предложения, отмечают игроки рынка.

В поисках новинок

По данным августовского исследования ВЦИОМ, чаще всего среди предложенных характеристик "умного дома", респонденты в качестве главных выбирали "удобство и комфорт" — 44% опрошенных, а также "высокую стоимость" — 32%. Цена конечного продукта в этой категории долгое время была сдерживающим фактором для повышения уровня проникновения смарт-устройств в России.
При выборе умных устройств покупатели чаще обращают внимание на два основных фактора — стоимость и совместимость устройств системы "Умный дом" между собой. Что касается производителя, то сейчас на рынке появляется всё больше брендов или noname-товаров. За счёт конкуренции цены на умные устройства растут умеренно, что способствует росту продаж", — прокомментировали ситуацию в пресс-службе Ozon.
"Естественно, учитывая текущую ситуацию с поставками многих элементов параллельным импортом, отказ некоторых компаний от работы в России, заметно изменился ландшафт поставщиков и брендов, которые представлены в этом сегменте, стало гораздо больше китайских производителей", — говорит Денис Кусков.
По оценке Группы М.Видео-Эльдорадо, новые модели от компаний, недавно пришедших в Россию, не уступают по функциональности, конкуренты по стоимости, а потому привлекают внимание потребителей, готовых к экспериментам. Кроме того, у покупателей становятся всё более популярными российские бренды. "Так, продажи умных колонок отечественных производителей за первое полугодие нынешнего года выросли на 122% в штучном и 132% в денежном выражении", — рассказала Ирина Страту. В Wildberries добавили, что в январе-июне текущего года доля российских товаров в общем объёме продаж в этой категории увеличилась, хоть и не существенно.
Автор: Freepik.com
При этом, отечественные производители стремятся предлагать достойные альтернативы зарубежным аналогам — а в ряде случаев даже опережают зарубежных конкурентов в части технологических решений, в том числе в разработке программного обеспечения, уточнили в REDMOND. К слову, именно этот производитель бытовой техники одним из первых начал продавать в России умные устройства. Первый чайник с приставкой smart, которым можно было управлять удалённо, появился в линейке товаров компании в 2015 году. Сегодня в ассортименте — более 50 видов умных бытовых приборов: пылесосы, мультиварки, чайники, мойщики окон, духовые шкафы, очистители воздуха и т.д.
В компании есть своё R&D-подразделение, которое разрабатывает новые продукты и их современные поколения, осуществляет настройку и тестирование ПО продуктов. Причём здесь выбрали путь не "красивых излишеств", а функциональной простоты.
Многие потребители до сих пор настороженно относятся к умной технике, опасаясь не разобраться в управлении и сделать что-то не так. Отсюда неготовность и нежелание погружаться в технические тонкости, — рассказали в пресс-службе REDMOND. — Поэтому стараемся сделать процесс удалённого управления техникой максимально простым и понятным; наши программисты постоянно над этим работают. Также в их задачах — обеспечение лёгкой интеграции умных устройств с голосовыми помощниками Алисой и Марусей".
И, судя по оценке экспертов, это именно то, чего хочет сегодня покупатель: максимума пользы от девайсов при минимуме усилий, в том числе при выборе.

Сложные простые решения

Аналитики едины в своём мнении: потребитель покупает умную технику для того, чтобы повысить уровень комфорта и безопасности своего дома, а также собственную эффективность, облегчая выполнение рутинных бытовых задач. Она делает жизнь человека проще, замечают в Группе М.Видео-Эльдорадо. "Часы помогают следить за показателями здоровья, а колонки — это не только высокотехнологичный девайс, но и хаб для управления умным домом", — приводит примеры Ирина Страту.
В ключе создания более комфортных условий для жизни и развивается рынок. Так, растёт количество пользовательских сценариев, в которых могут пригодиться умные устройства — от возможности удалённо включить кондиционер в жаркую погоду до контроля протечек или умного видеонаблюдения, замечают в Ozon.
Это направление активно развивается: внедряются новые технологии (ИИ, улучшенное распознавание голоса), расширяется круг задач, с которыми справляются устройства. Например, интеграция с протоколом Zigbee позволяет быстрее и удобнее управлять системами умного дома", — добавляет пресс-служба Wildberries.
Эти факторы в том числе определяют позитивное будущее сегмента умных устройств. Сегодня для его активного развития нет препятствий, уверены в Ассоциация участников рынка интернета вещей. Поэтому эксперты ожидают новых рекордных показателей по итогам года.