Порядка четверти россиян (23%) обладают опытом применения технологий "умного дома", говорится в исследовании ВЦИОМ от августа 2024 года. Аналитики пришли к выводу, что чем выше уровень осведомлённости и личного пользования, тем позитивнее восприятие таких устройств. И в этом утверждении отражаются как перспективы, так и боли рынка.
Различные исследования аналитических агентств демонстрируют, что ежегодно увеличивается число тех, кто планирует прибрести смарт-девайсы для дома в будущем. При этом, расширилась и общая аудитория пользователей, которая теперь охватывает все возрастные категории — от детей до пожилых людей, отметили в пресс-службе Wildberries. "В целом же россияне привыкают к новым цифровым помощникам и начинают их чаще использовать для решения ежедневных задач. Уверены, что спрос на такие гаджеты продолжит расти и дальше, тем более, что рынок ещё не перенасыщен", — добавили в компании.
Так, на Wildberries продажи умных устройств для дома в первом полугодии 2024-го выросли на 83% по количеству и в два в раза в деньгах в сравнении с январём-июнем 2023-го. На Ozon за этот период продажи в сегменте умных устройств выросли более чем на 75% год к году. В числе наиболее востребованных товаров на обеих площадках: умные колонки, камеры, гаджеты для дома, а также составляющие для системы "умный дом".
В онлайне позитивная динамика наблюдается не только на маркетплейсах. Так, если брать данные по всей стране, в первом полугодии 2024-го в сравнении с тем же периодом в 2023-м продажи устройств для умного дома за год выросли на 17%: в ресейле покупки стали совершаться чаще на 10%, приобретение новых гаджетов увеличилось на 23%, сообщили в Авито. По Петербургу картина чуть иная. В целом по данной категории продажи выросли на 7%, приобретение устройств "с рук" прибавило 2%, а новых — 14%. "Самые популярные представители умного дома — роботы-пылесосы. Именно на них пришлось почти половина (44%) от всех продаж", — добавил Павел Комаров, руководитель бизнес-направления "Электроника и бытовая техника" Авито Товары.
Как показывают данные ретейлеров, не спадает интерес к данной категории товаров и в офлайне. "Сегмент умных устройств продемонстрировал большой рост — так, например, за первое полугодие 2024 года россияне купили 800 тыс. умных часов на общую сумму 16,2 млрд рублей, — рассказали в пресс-службе Группы М.Видео-Эльдорадо. — Что касается умных колонок, то за этот же период россияне приобрели 2,2 млн гаджетов на общую сумму 20 млрд рублей".
По оценке генерального директора агентства TelecomDaily Дениса Кускова, спрос сохранится на том же уровне в перспективе ближайших нескольких лет. При том и покупатели, и производители переориентировались в части нового предложения, отмечают игроки рынка.
В поисках новинок
По данным августовского исследования ВЦИОМ, чаще всего среди предложенных характеристик "умного дома", респонденты в качестве главных выбирали "удобство и комфорт" — 44% опрошенных, а также "высокую стоимость" — 32%. Цена конечного продукта в этой категории долгое время была сдерживающим фактором для повышения уровня проникновения смарт-устройств в России.
“
При выборе умных устройств покупатели чаще обращают внимание на два основных фактора — стоимость и совместимость устройств системы "Умный дом" между собой. Что касается производителя, то сейчас на рынке появляется всё больше брендов или noname-товаров. За счёт конкуренции цены на умные устройства растут умеренно, что способствует росту продаж", — прокомментировали ситуацию в пресс-службе Ozon.
"Естественно, учитывая текущую ситуацию с поставками многих элементов параллельным импортом, отказ некоторых компаний от работы в России, заметно изменился ландшафт поставщиков и брендов, которые представлены в этом сегменте, стало гораздо больше китайских производителей", — говорит Денис Кусков.
По оценке Группы М.Видео-Эльдорадо, новые модели от компаний, недавно пришедших в Россию, не уступают по функциональности, конкуренты по стоимости, а потому привлекают внимание потребителей, готовых к экспериментам. Кроме того, у покупателей становятся всё более популярными российские бренды. "Так, продажи умных колонок отечественных производителей за первое полугодие нынешнего года выросли на 122% в штучном и 132% в денежном выражении", — рассказала Ирина Страту. В Wildberries добавили, что в январе-июне текущего года доля российских товаров в общем объёме продаж в этой категории увеличилась, хоть и не существенно.
При этом, отечественные производители стремятся предлагать достойные альтернативы зарубежным аналогам — а в ряде случаев даже опережают зарубежных конкурентов в части технологических решений, в том числе в разработке программного обеспечения, уточнили в REDMOND. К слову, именно этот производитель бытовой техники одним из первых начал продавать в России умные устройства. Первый чайник с приставкой smart, которым можно было управлять удалённо, появился в линейке товаров компании в 2015 году. Сегодня в ассортименте — более 50 видов умных бытовых приборов: пылесосы, мультиварки, чайники, мойщики окон, духовые шкафы, очистители воздуха и т.д.
В компании есть своё R&D-подразделение, которое разрабатывает новые продукты и их современные поколения, осуществляет настройку и тестирование ПО продуктов. Причём здесь выбрали путь не "красивых излишеств", а функциональной простоты.
“
Многие потребители до сих пор настороженно относятся к умной технике, опасаясь не разобраться в управлении и сделать что-то не так. Отсюда неготовность и нежелание погружаться в технические тонкости, — рассказали в пресс-службе REDMOND. — Поэтому стараемся сделать процесс удалённого управления техникой максимально простым и понятным; наши программисты постоянно над этим работают. Также в их задачах — обеспечение лёгкой интеграции умных устройств с голосовыми помощниками Алисой и Марусей".
И, судя по оценке экспертов, это именно то, чего хочет сегодня покупатель: максимума пользы от девайсов при минимуме усилий, в том числе при выборе.
Сложные простые решения
Аналитики едины в своём мнении: потребитель покупает умную технику для того, чтобы повысить уровень комфорта и безопасности своего дома, а также собственную эффективность, облегчая выполнение рутинных бытовых задач. Она делает жизнь человека проще, замечают в Группе М.Видео-Эльдорадо. "Часы помогают следить за показателями здоровья, а колонки — это не только высокотехнологичный девайс, но и хаб для управления умным домом", — приводит примеры Ирина Страту.
В ключе создания более комфортных условий для жизни и развивается рынок. Так, растёт количество пользовательских сценариев, в которых могут пригодиться умные устройства — от возможности удалённо включить кондиционер в жаркую погоду до контроля протечек или умного видеонаблюдения, замечают в Ozon.
“
Это направление активно развивается: внедряются новые технологии (ИИ, улучшенное распознавание голоса), расширяется круг задач, с которыми справляются устройства. Например, интеграция с протоколом Zigbee позволяет быстрее и удобнее управлять системами умного дома", — добавляет пресс-служба Wildberries.
Эти факторы в том числе определяют позитивное будущее сегмента умных устройств. Сегодня для его активного развития нет препятствий, уверены в Ассоциация участников рынка интернета вещей. Поэтому эксперты ожидают новых рекордных показателей по итогам года.