В первом полугодии существенно снизился размер штрафов, начисленных петербургскому бизнесу таможней.
Северо–Западное таможенное управление (СЗТУ) в январе–июне наложило на городские компании в общей сложности 17,3 млн рублей административных штрафов за недостоверное таможенное декларирование (ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ). Эта ощутимо меньше, чем в прежние годы. Так, в 2022–м и 2023–м СЗТУ назначало компаниям Северной столицы за аналогичные нарушения 62,2 млн и 67 млн рублей штрафов соответственно, уточнили в ведомстве.
При этом в 2022–2024 годах в отношении местных компаний было возбуждено 2,15 тыс. дел по ч. 2, 3 ст. 16.2 КоАП: в 2022–м привлекли 203 компании, в 2023–м — 170, а в первом полугодии — 91.
“
"Количество петербургских компаний, привлечённых к административной ответственности, постоянно снижается, — отмечает начальник СЗТУ Николай Лагирев. — Размер наложенных взысканий в 2023 году в целом сопоставим с показателем 2022 года, а в первом полугодии 2024–го значительно снизился".
Штраф выше прибыли
В качестве примера внушительности штрафов, налагаемых таможней по ст. 16.2 КоАП РФ, может служить дело петербургского ООО "Таможенно–логистический оператор" (ТЛО). При чистой прибыли компании за 2023 год 13,1 млн рублей, по данным сервиса "Контур.Фокус", Центральная акцизная таможня (ЦАТ) оштрафовала ТЛО на 18 млн рублей.
В марте этого года компания оспорила в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти решение ЦАТ о привлечении к административной ответственности. Как следует из материалов дела, в 2019 году в Россию был ввезён для временного использования гусеничный кран Liebher, арендованный у Trading Company P. Van Adrighem B. V. (Нидерланды). При декларировании компания указала стоимость товара 800 тыс. евро. В целом она заплатила таможенных пошлин, НДС и процентов за рассрочку платежей при импорте этого оборудования свыше 16 млн рублей.
Во время камеральной проверки таможенники пришли к выводу, что ТЛО при декларировании занизил стоимость крана. Действия компании ЦАТ квалифицировала по ч. 2 ст. 16.2 КоАП и оштрафовала ТЛО на 18 млн рублей.
В августе Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказался признать незаконным решение ЦАТ. Правда, этот спор ещё не закончен: петербургская компания подала апелляционную жалобу.
Следует отметить, что санкции для бизнеса за недостоверное декларирование, предусмотренные ст. 16.2 КоАП РФ, достаточно серьёзны: фиксированные штрафы — 50–300 тыс. рублей, штрафы в размере от ½ до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, конфискация товара как самостоятельная мера наказания или же дополнительная к штрафам.
Эксперты, опрошенные "ДП", указали, в каких ситуациях сегодня чаще всего таможенники возбуждают дела по ст. 16.2 КоАП. В первую очередь — неверная классификация товара по коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС. Здесь импортёр может, к примеру, правильно описать характеристики товара, влияющие на определение кода, но сам код выбрать неправильно. Или же включить неполное или искажённое описание товара, что, соответственно, также приводит к неверному определению кода ТН ВЭД ЕАЭС.
Другой распространённый случай — это неправильное определение таможенной стоимости товара или же занижение его количественных характеристик (например, веса).
Нарушение и обжалование
Однако дело об административном правонарушении — это по сути только вершина айсберга из проблем, которые получает бизнес. Параллельно с привлечением компании к административной ответственности идёт доначисление и взыскание неуплаченных пошлин и налогов, что может стать болезненным для бизнеса. Как показывает судебная практика, доначисление таможенных платежей в совокупности со штрафом может составлять десятки миллионов рублей. Соответственно, бизнес не всегда может справиться с такой существенной финансовой нагрузкой. Эксперты говорят, что на рынке известны случаи, когда компании после подобных доначислений фактически прекращали свой бизнес.
При обжаловании постановлений по делу об административном правонарушении эксперты рекомендуют обращать внимание на решение таможенников, которое легло в основу самого постановления об административке. Это может быть решение о корректировке таможенной стоимости или о корректировке кода товара. И в первую очередь важно обжаловать именно эти решения, чтобы попытаться исключить сам факт совершения административного правонарушения.
Если же не удаётся доказать факт незаконности решения ведомства, тогда можно попытаться доказать отсутствие вины лица в совершении правонарушения. На практике достаточно часто удаётся освободить привлекаемое лицо от административной ответственности в связи с малозначительностью совершённого правонарушения.
“
Судебная практика в большинстве случаев именно по этой категории дел складывается в пользу таможенных органов. Это объясняется тем, что практика достаточно устоявшаяся, таможенные
органы учитывают её в работе, поэтому по делам, где нет с их стороны существенных нарушений, постановления ведомства остаются в силе. А существенных нарушений, на которые раньше обращали внимание суды, таможенные органы стараются не допускать.
Елена Легашова
управляющий партнёр адвокатского бюро "Юсланд"
“
Конфискация товара не является обязательной по делам о недостоверном декларировании. Санкция статьи предполагает возможность наложения денежного штрафа как с конфискацией, так и без таковой. На практике редко применяются два наказания одновременно. Зачастую суды прислушиваются к мнению привлекаемого к ответственности лица. Если компания просит о наложении штрафа, то суд применяет штраф. Если о конфискации, то конфисковывает товар
без штрафа. Конфискация бывает удобна и выгодна тогда, когда предметом административного правонарушения является какой–то незначительный товар, не представляющий существенную материальную ценность для импортёра. Чтобы его в дальнейшем не декларировать и не нести дополнительные расходы, ходатайствуют о его конфискации.
Владислав Варшавский
управляющий партнёр юридический компании "Варшавский и партнёры"
“
Петербургская статистика связана преимущественно с сокращением транспортных потоков в Северо–Западном регионе. Большой объём административных производств всегда приходился на Балтийскую таможню и автомобильные пункты пропуска с Финляндией и другими сопредельными странами. Однако этого потока больше нет или он значительно снизился. При этом, согласно статистике Федеральной таможенной службы, количество возбуждённых дел в первом полугодии 2024 года практически не изменилось в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Мож-
но предположить, что меньшее количество дел об административных правонарушениях в СЗТУ компенсировалось такими делами в отношении участников ВЭД в других регионах, где грузопоток существенно вырос. Это, к примеру, Дальневосточное таможенное управление, Южное таможенное управление.
Марианна Чугаева
управляющий партнёр юридического бюро "Чугаева и партнёры"