Начинающееся в центре Великого Новгорода строительство археологического центра имени академика Валентина Янина на месте Троицкого раскопа вызвало широкий резонанс. В интернете появилась петиция противников строительства, потребовавших "спасти наследие Великого Новгорода" и остановить строительные работы.
Новгородский музей-заповедник ответил на эти обвинения, назвав опасения о грядущем уничтожении средневекового города "фейковыми и паническими". Гендиректор музея Сергей Брюн заверил, что Троицкий раскоп не подвергнется разбору экскаваторами и ни одна его находка не пострадает.
Что известно об археологическом центре
Национальный историко-археологический центр, который построят в Великом Новгороде, будет носить имя академика Валентина Янина, который скончался 2 февраля 2020 года на 91-м году жизни. Участок Троицкого раскопа на Троицкой улице в Великом Новгороде — особенная территория. Это исторический центр, где с 1973 года работала Новгородская археологическая экспедиция во главе с академиком Яниным. Там были найдены сотни берестяных грамот.
О начале строительства президенту РФ Владимиру Путину в ходе рабочей встречи 9 сентября доложил губернатор Новгородской области Андрей Никитин. Он отметил, что "стройка в этом году начнётся, проект сделан, и уже имени академика Янина такой центр у нас будет построен".
Чего опасаются противники строительства
Авторы петиции заявили, что археологи не успели полноценно изучить "ценнейшие археологические слои X-XI вв.", так как им якобы не хватает на это времени. Они считают, что единственный способ спасти уникальное наследие средневекового города — это остановить стройку, так как копать котлован начнут уже этой осенью. Авторы петиции обращаются к министру культуры РФ Ольге Любимовой и требуют перенести строительство минимум на год.
Что ответили в Новгородском музее-заповеднике
Генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн отметил, что вал таких сообщений удивил не только музей, но и непосредственно работающих на раскопе археологов, многие из которых являются учениками Янина.
Он заявил, что стройку откладывать "крайне нежелательно" в этом году, так как фондохранилище, в котором можно будет разместить более 30% фондов, остро необходимо музею и его памятникам. Кроме того, появятся современно оборудованные реставрационные мастерские, лаборатории, выставочные и лекционные залы.
“
"Центр музею нужен, а строительство переносить нежелательно. Не невозможно, а крайне нежелательно. И да, сейчас у нас есть возможность без ущерба для памятников, уходя в глубокую осень, но успеть. Но никто не допустит уничтожения одних памятников, сокрытых в слоях X-XI вв., ради размещения в новом фондохранилище других", — заявил Брюн в официальном telegram-канале музея.
Он категорически опроверг утверждения о том, что "властям и музею нужна стройка, а не археология", отметив, что только в этом сезоне Троицкий раскоп подарил более 8 тыс. находок, в числе которых — почти 40 берестяных грамот.
"Намечается вопрос: кто в здравом уме и твёрдой памяти будет уничтожать новгородский археологический Клондайк? Ответ простой: никто. Для всех нас Новгородская земля — это общенациональное и общечеловеческое достояние. И в последние годы наше государство выделяет колоссальные средства на сохранение культурного наследия Новгорода и Новгородской земли", — подчеркнул руководитель музея.
Брюн заверил, что "ни одна пядь археологических слоёв Троицкого раскопа не подвергнется разбору ковшами".
В ответ на обвинения о том, что археологи не успеют довести раскоп "до материка" в намеченные сроки, Брюн заявил, что в северной части раскопа это сделать удастся, а в южной части раскопки продолжатся до глубокой осени под навесами, пока будут позволять погодные условия.
“
"И ни одна его находка не пострадает. Это чёткая позиция и гарантия Новгородского музея-заповедника, Института археологии РАН, а также ППК "Единый заказчик", компании, которой доверено ведение проекта", — отметил гендиректор Новгородского музея-заповедника.
"Деловой Петербург" сообщал, как в Великом Новгороде нашли берестяную грамоту зимой, когда археологические работы велись на территории бывшего Клуба юных моряков перед масштабной реконструкцией Морского центра. Для работы в морозы на месте раскопа организовали тепляк — специально оборудованный навес, обогреваемый тепловыми пушками.