От крестьянства до шедевра: как в Петербурге создали знаменитые купюры

Автор фото: goznak.ru
В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Адмиралтейский район речь зашла о том, как в позапрошлом веке житель Петербурга Иван Орлов придумал способы защиты купюр, которые используют все страны мира.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".

Борьба с инфляцией

Есть под рукой денежная купюра? Посмотрите на неё внимательно. Видите тонкие радужные полоски нескольких цветов, которые создают на банкнотах различные узоры? Это специальные рисунки для защиты от подделок и они используются практически во всех банкнотах, которые выпускаются в мире.
Кажется, что такой способ защиты — это изобретение последнего времени. Но это не так. Подобным технологиям уже более 130 лет. И это изобретение сделал русский мастер Иван Орлов в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Иван Орлов
Автор: goznak.ru
Вся история бумажных денег — про борьбу с фальшивомонетчиками. Купюры подделывали всегда и во всех странах. И чем совершеннее становилось производство денег, тем изощрённее были мошенники.
До начала промышленной революции в производстве денежных знаков зачастую фальшивомонетчики даже обгоняли в своих подделках оригинал. Их ненастоящие купюры были лучше и красивее. Ещё бы, о какой защите от подделок могла идти речь, когда бумагу для купюр в России при Екатерине II закупали за границей, а печать шла на достаточно примитивном оборудовании.
Во время Отечественной войны 1812 года Наполеон, чтобы подорвать экономику России, дал команду напечатать фальшивые рубли и во время вторжения французские войска расплачивались только ими. Мало того, что это разогнало инфляцию, так ещё и страна была наводнена фальшивками, с которыми надо было что-то делать.
После победы над Наполеоном министр финансов Гурьев настаивал на проведении денежной реформы и выпуске ассигнаций более высокого качества. Насчёт денежной реформы никто не спорил. Бумажный рубль после вторжения Наполеона стремительно обесценился, а вот задача создания производства для выпуска новых денежных знаков была достаточно сложной.
Решать эту задачу было поручено прославленному инженеру Августину Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина. Или по простому — Августин Августиновичу Бетанкуру. Ему было поручено заняться организацией экспедиции заготовления государственных бумаг. То есть тем, что мы сейчас называем Гознаком — структурой, которая печатает банкноты и другие ценные бумаги.
Для устройства производства был куплен участок в Лифляндском предместье (между Рижским проспектом и Фонтанкой), построены заводские корпуса, закуплены паровые машины и современное оборудование. Кстати, корпуса Экспедиции до сих пор хорошо сохранились, на них даже можно посмотреть. Адрес — Фонтанка, 144. Там по прежнему работает Санкт Петербургская бумажная фабрика — филиал АО "Гознак".
Здание фабрики "Гознак"
Автор: Сергей Ермохин / "ДП"
Все работы по созданию производственной площадки под управлением генерал-лейтенанта Бетанкура заняли два года (1816–1818). Он же занимался подготовкой образцов новых ассигнаций и разработкой методов их производства.
Новые банкноты поступили в оборот с 1 января 1819 года. В дальнейшем степени защиты постоянно усложнялись. Но и мошенники не дремали, придумывая новые способы изготовления похожих банкнот.
В общем, история состязания "брони и снаряда", которая способствовала гонке вооружений, повторялась и в деле печати государственных ассигнаций. Так продолжалось до конца XIX века, пока в 1891 году русский мастер Иван Орлов не предложил новый способ многокрасочной печати, которая способна защитить деньги от подделки.

Думать как фальшивомонетчик

До Ивана Орлова, чтобы воспроизвести на бумаге многокрасочный оригинал, для каждого цвета готовили отдельную печатную форму. Рисунок получался несколькими последовательными оттисками, отдельными для каждой краски, причём каждый последующий оттиск накладывался на предыдущий.
Даже самые простые бланки для писем требовалось пропустить два–три раза на печатной машине. А кредитные и другие ценные бумаги пропускали по четыре, шесть и даже десять раз. Наложить краски с разных форм таким образом, чтобы их границы точно совпадали, крайне трудно. Рассматривая готовый рисунок под лупой, а иногда и простым взглядом, всегда можно было увидеть слияние разных красок, усиление тонов, разрывы.
Иван Орлов придумал, как сделать так, чтобы многокрасочный оттиск получали только с одной печатной формы и всего за один цикл печати. Всё это позволяло за один прогон листа через печатную машину переносить на оттиск без каких-либо смещений или разрывов многокрасочный рисунок, соответствующий оригиналу. Точность совпадения красок была просто поразительной, что особенно было заметно на стыках линий, переходящих из одного цвета в другой. Добиться такого эффекта при печати можно было только на очень сложном и дорогостоящем оборудовании.
Но это был не только способ сделать красивое многоцветное изображение, да и не красота была главной целью изобретения. Дело в том, что воспроизвести вручную оттиск, сделанный орловской печатью, было невозможно. То есть ценные бумаги и деньги получили новый способ защиты от подделывания, и подлинность их можно было определить без специальных приборов.
Работая над своим изобретением, Орлов должен был в буквальном смысле войти в роль высококлассного фальшивомонетчика. Сделать ему это было тем проще, что он был художник по образованию и прекрасно знал технические приёмы, которые были на вооружении у фальшивомонетчиков тех времён: литографию, стереотипию, фототехнику. Он знал, что их не останавливала ни технология изготовления бумаги, ни водяные знаки на ней. Орлов вспоминал: "Я видел перед собой что-то неясное, неопределённое,.. я чувствовал инстинктивно, что можно найти выход и из этого положения". В результате он пришёл к выводу, что только с помощью машины можно полностью исключить возможность ручного воспроизводства денежных купюр.
Его изобретение позволило совершить качественный скачок в защите банкнот от фальшивомонетчиков.

Из грязи в князи

Сам Орлов был интересной фигурой. Сын крестьянина, который в детстве просил милостыню, он отличался склонностью к изобразительному искусству. И один из нижегородских купцов (а Орлов был родом оттуда) отдал мальчика в художественное училище, где он продолжал развивать и совершенствовать свои навыки. А уже после окончания Строгановского училища в Москве он приходит со своей идеей защиты денег в Экспедицию заготовления государственных бумаг.
Орловский рисунок или "Орловский раскат" становится стандартом в защите бумажных денег. Министр финансов Сергей Витте выходит с прошением на императора Александра III с просьбой премировать талантливого изобретателя 5 тыс. рублями. Император, понимая, что именно сделал Орлов, выделил ему из казны 7 тыс. рублей (сегодня это было бы примерно 12 млн рублей), выразив своё удовольствие по поводу того, что изобретение сделано русскими мастерами.

Всемирное призвание

Началось триумфальное шествие орловской печати по всемирным промышленным выставкам. Практический эффект "орловской печати" был настолько велик, что её вскоре стали использовать многие зарубежные фирмы и предприятия, выпускающие ценные бумаги. Орлов получает патенты в Германии, Франции, США, Италии и других странах.
Машиностроительная компания "Кёниг и Бауер" наладила серийный выпуск машин по патенту Орлова и платила России золотом за его идею.
В ноябре 1897 года И.И. Орлов предоставил Экспедиции бесплатно "право пользоваться впредь для своих работ изобретёнными им способами многокрасочного печатания и теми усовершенствованиями, которые могут быть сделаны им в этом изобретении…". Орлов принял личное участие в создании в 10 годах XX века двух шедевров бонистики. Тогда были выпущены 100-рублевые купюры ("катеньки") и 500-рублевые ("петеньки", "петруши").
Орлов, несмотря на все политические потрясения и на то, что однажды был арестован советской властью, до конца своей жизни в 1928 году оставался верен выбранной профессии и продолжал работать уже на советском Гознаке. "Я не политик, а потому, как раньше, так и теперь мне безразлично, какая бы власть ни была, … но мы все должны упорно и добросовестно работать на пользу своего народа", — говорил неоднократно своим коллегам Орлов.
Сегодня печатные машины производства всемирно известной компании KBA-NotaSys S.A. (Швейцария) носят имя русского изобретателя — "Супер Орлоф-Интаглио". Эти станки используются на денежно-печатных производствах всего мира, в том числе и на Гознаке.
Здание фабрики "Гознак"
Автор: Сергей Ермохин / "ДП"
Так что, когда следующий раз будете доставать купюру из кошелька, вспомните русского самородка Орлова, который позаботился о защите от подделок денежных знаков более 100 лет назад.