На прошлой неделе был расторгнут договор на реставрацию здания Биржи на Стрелке Васильевского острова, заключённый Эрмитажем с ООО "Газпроектстрой". В числе причин указан срыв сроков (работы по договору должны были быть завершены в 2022 году, но в последнее время как будто не выполнялись). Это не первый такого рода случай с этим памятником (договоры с подрядчиками дважды разрывали в 2020 году).
Приведением в порядок Биржи занимаются уже 10 лет — с 2014 года, когда здание было передано Эрмитажу. Строилось здание Биржи, как сообщает "Википедия", 11 лет, в 1805–1816 годах. То есть сроки реставрации вскоре превысят сроки строительства. Впрочем, как известно, легче сделать новое, чем починить. Но всё равно обидно, когда один из главных символов Петербурга превращается в один из главных долгостроев.
По срокам, значению, сложности и числу перипетий, с ней связанных, эта реставрация шла вровень с другим большим ремонтом — здания Консерватории. Но если Консерватория в значительной степени готова в том числе и внутри и не за горами первый пробный концерт (по крайней мере как обещают), с ней есть какая–то ясность, то перспективы Музея русской славы и побед (он же Музей геральдики) пока более туманны. И как признавали ранее в Эрмитаже, будут зависеть от финансирования.
Конечно, прогресс есть и здесь, и существенный: за прошедшее время в Парфеноне на Стрелке провели противоаварийные работы, сделали гидроизоляцию фундаментов, отреставрировали фасады, починили крышу. Кто знает, что было бы с этим зданием, если бы им не занимались (хотя, возможно, лучше всего было бы, если бы постройка осталась в ведении Военно–морского музея).
Но остаётся ещё важная часть работы — интерьеры, полноценно приступить к которым как будто всё не удавалось. Так что полтора месяца назад, 19 июля, в Эрмитаже заявили только о начале "завершающего этапа реставрации и приспособления для современного использования здания Биржи". Функцию государственного заказчика для "активизации работ" предпочли передать непосредственно Минкульту.
Ранее, правда, по ряду других памятников функции заказчика передали от дирекции Минкульта к Минстрою, потому что с ними как будто не складывалось в Минкульте. Как выясняется, найти подрядчика — полдела, важно ещё найти заказчика.