Реальность такова: выживет ли офлайн–розница под натиском маркетплейсов

Автор фото: архив "ДП"

Онлайн–площадки не смогут поглотить традиционный ретейл в ближайшее время, несмотря на рост спроса со стороны пользователей. Случаи закрытия обычных магазинов из–за популярности маркетплейсов единичны.

На днях стало известно, что популярная в Петербурге сеть по продаже товаров для творчества и рукоделия "Леонардо" планирует закрыть несколько магазинов в Петербурге. Председатель совета директоров АО "Планета увлечений" (юрлицо сети) Борис Кац сообщил, что решение приняли из–за нарастающей конкуренции с маркетплейсами. Спрос и выручка в магазинах сети снизились на 5–10% по сравнению с 2023 годом, а расходы выросли. При этом, по данным сервиса "Контур.Фокус", выручка "Планеты увлечений" в 2022 и 2023 годах держалась на одном уровне — чуть больше 10 млрд рублей. Чистая прибыль при этом в 2022 году составила 185,4 млн рублей, а в 2023–м — только 37 млн.
Тезис о том, что маркетплейсы постепенно выдавливают непродовольственный офлайн–ретейл, звучит регулярно. Однако, если исследовать ситуацию более внимательно, складывается несколько иная картина.

Потрогать руками

Как указывает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева, сеть гипермаркетов "Леонардо" является монополистом рынка в сфере товаров для хобби. Их основные конкуренты ― несетевые проекты (например, "ЯМогу"), региональные проекты или специализированные магазины (например, магазин "Передвижник").
"Основная причина закрытий, скорее всего, заключается в усложнении условий аренды помещений в торговых центрах. Известны случаи, когда после истечения срока действия договора с “Леонардо” площади быстро занимал оператор, готовый к повышению арендных ставок и другим изменениям. Таким образом, сокращение торговых точек сети не напрямую и не всегда связано с развитием маркетплейсов", ― высказала мнение эксперт.
Комплексного закрытия "традиционных" магазинов и их перехода в интернет Евгения Хакбердиева не прогнозирует. "Даже в странах с высоким уровнем технологического развития доля онлайн–ретейлеров не превышает 27–29% от общего объёма выручки торговых сетей, ― подчёркивает она. ― Ретейлеры активно инвестируют в обновление форматов, а также в акции и офлайн–мероприятия. Это подтверждает, что такой формат первостепенен для привлечения клиентов. Онлайн, в свою очередь, не даёт бизнесу такой большой прибыли и высокого уровня маржинальности".
Базовое взаимодействие "продавец — покупатель" остаётся востребованным благодаря возможности уточнить на месте детали покупки, протестировать / примерить товар, просмотреть аналоги.
По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), случаев полного перехода бизнеса из офлайн–модели в онлайн среди крупных игроков ещё не наблюдалось. Большая часть российских потребителей, около 60%, по–прежнему предпочитает совершать ключевые покупки, в том числе продовольственных товаров, в офлайн–магазинах. Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев уверен, что даже при зеркальном формировании идентичного ассортимента в онлайн–канале значительная часть покупателей в долгосрочной перспективе продолжит ходить в обычные магазины. А доминирующей моделью на потребительском рынке будет омниканальность.

Удержать покупателя

В пресс–службе группы "М.Видео–Эльдорадо" рассказали, что планируют продолжать развитие магазинов компактного формата. "Несмотря на то что основной поиск и выбор товара происходит сейчас онлайн, 90% покупателей посещают магазин, чтобы посмотреть товар, обсудить выбор со специалистом и убедиться в его правильности. Наблюдаем следующий тренд. Покупатели читают отзывы онлайн ― покупают в магазине. Смотрят в магазине ― покупают в приложении, но забирают в магазине для того, чтобы получить дополнительные сервисы. Магазины выступают в роли шоурумов", ― отметили там.
В пресс–службе сети "Буквоед" утверждают, что плана по сокращению торговых точек не имеют. "Мы отслеживаем рентабельность каждой точки, и если магазин становится экономически невыгодным, то начинаем вести переговоры с арендодателем. Чаще всего находим взаимовыгодные условия. Но если этого не случается, то ищем для этого магазина новую локацию", ― говорят в компании.
По данным исследования книжного рынка за прошлый год от издательской группы "Эксмо — АСТ", рост продаж на маркетплейсах вырос более чем на 40%, и это, конечно, отражается на работе книжных магазинов. "Нам важно давать дополнительную ценность покупателю и продолжать развивать свои офлайн–магазины. Вводим сервисы внутри магазинов по быстрому поиску книг, привлекаем читателей за счёт проектов с издательствами", ― резюмировали в "Буквоеде".
Тем временем количество продавцов на маркетплейсах продолжает активно расти. Например, на Wildberries в этом году фиксируют наибольший рост продавцов в категории "Оргтехника" — более чем вдвое. Далее в порядке убывания идут категории "Садовая техника", "Строительные инструменты", "Отделочные материалы", "Освещение", "Строительные материалы".
На Ozon по итогам II квартала 2024 года работает более 550 тыс. продавцов, это на 60% больше, чем годом ранее. 37 тыс. из них — предприниматели из Петербурга и Ленинградской области. Их товары чаще всего можно увидеть в таких категориях, как "Товары для дома", "Строительство и ремонт", "Одежда, обувь и аксессуары".
Директор направления b2b–маркетинга Flowwow Полина Воронина рассказала, что в августе количество активных продавцов в Петербурге на платформе увеличилось на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Затраты уравняют всех

В Fix Price тоже обращаются к омниканальности. У интернет–витрины сети есть функция курьерской доставки до двери и самовывоза.
По словам директора онлайн–продаж "Лемана ПРО" Максима Трухина, основным драйвером развития рынка товаров для строительства и дома в прошлом году стал именно онлайн–канал. "В нашей компании доля онлайн–продаж ежегодно увеличивается на 10–15%, и этот тренд будет только усиливаться. Но мы не планируем сокращение офлайн–сети. Более того, наш онлайн не конкурирует с офлайном. Около 60% посетителей заходят к нам на сайт или в приложение не для того, чтобы что–то купить, а чтобы подготовиться к последующей покупке у нас же в офлайне", ― подтверждает он общий тренд.
Маркетплейсы занимают значительную и быстрорастущую долю в непродовольственных товарах и некоторых продуктах длительного хранения. Однако их бизнес–модель как агрегаторов информации о товарах не позволяет, например, масштабировать продажи свежих продуктов питания по всей стране. Игорь Караваев уверен: отдельные преимущества маркетплейсов перед более зарегулированным традиционным ретейлом будут постепенно нивелироваться на фоне инфраструктурных ограничений. Особенно роста кадрового дефицита и издержек на оплату труда.
Не только традиционная розница активно присутствует в онлайне, но и наоборот. Партнёры маркетплейсов развивают пункты выдачи заказов. Есть уже несколько примеров, когда онлайн–игроки открывают классические розничные магазины: UVI Jewellery ("Ювелирочка"), Lamoda. Рост и развитие бизнеса возможны только в гибридном формате, и это нужно учитывать при открытии своего дела. Сегодня любой ретейлер уже не называет себя офлайновым игроком — это омниканальные компании, у которых есть и традиционные розничные магазины, и онлайн–канал продаж. Кроме интернет–магазина под собственным брендом все они размещают предложения и на маркетплейсах, потому что это особый сегмент интернет–торговли. Мы видим это во всех стратегиях развития ретейл–компаний, которые представлены в нашей отрасли, — они действительно рассматривают маркетплейсы как отдельный рынок, на который обязательно нужно выходить и конкурировать на нём тоже. Сейчас нет категорий товаров, для продажи которых был бы предпочтительнее один канал продаж, — успешный ретейл развивается во всех направлениях, чтобы обеспечить бесшовный клиентский путь. Покупатели не готовы отказаться от классической розницы, от возможности посмотреть и потрогать товар, получить консультацию о нём на месте. Однако им необходимы максимально широкие возможности для удобства выбора и покупки товара.
Артём Соколов
президент Ассоциации компаний интернет–торговли
Рост интереса пользователей к покупкам в Сети составляет 29% год к году, а каждый шестой запрос в поиске "Яндекс" связан с товарами. E–commerce растёт, и, видя этот тренд, компании начинают активнее развивать и продвигать свои онлайн–каналы продаж, инвестируя в их рекламу на треть больше, чем ещё в 2023 году. Развитие собственных сайтов оказывается для компаний наиболее выгодным решением, так как помогает обеспечить возвращаемость, вырастить продажи, а также оптимизировать продвижение. Однако тренда на полный переход в онлайн–каналы среди ретейлеров мы не видим. Напротив, замечаем, что игроки, которым удалось достаточно масштабироваться в Сети, со временем выходят в офлайн и стараются найти баланс между продажами в интернете и физических магазинах. Это связано c тем, что в настоящее время покупатель становится омниканальным: выбирает в онлайне, а покупает в офлайне, и наоборот. По данным наших опросов, такой гибридный шопинг характерен для каждого второго покупателя. При этом, конечно же, есть категории товаров, которые лучше продаются в Сети, и те, которые лучше продаются в офлайн–магазинах. Среди последних те, при выборе которых покупателям важна возможность посмотреть на заказ заранее, индивидуальная подгонка и высокое качество сервисного обслуживания, — например, мебель, автомобили, некоторые виды одежды или сложная специализированная техника.
Кирилл Щербинин
руководитель группы развития бизнеса ключевых клиентов "Яндекс.Рекламы" в Санкт–Петербурге
Для торговли онлайн больше подходят товары повседневного спроса, с высокой оборачиваемостью, с низким или средним чеком. Когда продажа требует дополнительного сервиса (например, помощи с инсталляцией, подгонки, кастомизации), консультации и экспертизы, данный вид товара трудно перенести на 100% в онлайн: наличие шоурума или офлайн–магазина всегда будет преимуществом.
Дмитрий Бороздин
генеральный директор RetailCRM
Россияне стали больше доверять маркетплейсам при покупке дорогих товаров. Рост продаж с высоким чеком говорит, что предприниматели также готовы продавать дорогие товары на маркетплейсах, и этому есть понятное объяснение: растёт качество складской инфраструктуры и логистики. Проще говоря, селлеры не боятся, что их товар где–то потеряется или получит повреждения. Поэтому можно прогнозировать дальнейший рост этого сегмента товаров на маркетплейсах. На мой взгляд, это самый перспективный с точки зрения динамики роста сегмент.
Евгения Черницкая
председатель Федерального общества сетевой торговли (ФОСТ)