Онлайн–площадки не смогут поглотить традиционный ретейл в ближайшее время, несмотря на рост спроса со стороны пользователей. Случаи закрытия обычных магазинов из–за популярности маркетплейсов единичны.
На днях стало известно, что популярная в Петербурге сеть по продаже товаров для творчества и рукоделия "Леонардо" планирует закрыть несколько магазинов в Петербурге. Председатель совета директоров АО "Планета увлечений" (юрлицо сети) Борис Кац сообщил, что решение приняли из–за нарастающей конкуренции с маркетплейсами. Спрос и выручка в магазинах сети снизились на 5–10% по сравнению с 2023 годом, а расходы выросли. При этом, по данным сервиса "Контур.Фокус", выручка "Планеты увлечений" в 2022 и 2023 годах держалась на одном уровне — чуть больше 10 млрд рублей. Чистая прибыль при этом в 2022 году составила 185,4 млн рублей, а в 2023–м — только 37 млн.
Тезис о том, что маркетплейсы постепенно выдавливают непродовольственный офлайн–ретейл, звучит регулярно. Однако, если исследовать ситуацию более внимательно, складывается несколько иная картина.
Потрогать руками
Как указывает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева, сеть гипермаркетов "Леонардо" является монополистом рынка в сфере товаров для хобби. Их основные конкуренты ― несетевые проекты (например, "ЯМогу"), региональные проекты или специализированные магазины (например, магазин "Передвижник").
"Основная причина закрытий, скорее всего, заключается в усложнении условий аренды помещений в торговых центрах. Известны случаи, когда после истечения срока действия договора с “Леонардо” площади быстро занимал оператор, готовый к повышению арендных ставок и другим изменениям. Таким образом, сокращение торговых точек сети не напрямую и не всегда связано с развитием маркетплейсов", ― высказала мнение эксперт.
Комплексного закрытия "традиционных" магазинов и их перехода в интернет Евгения Хакбердиева не прогнозирует. "Даже в странах с высоким уровнем технологического развития доля онлайн–ретейлеров не превышает 27–29% от общего объёма выручки торговых сетей, ― подчёркивает она. ― Ретейлеры активно инвестируют в обновление форматов, а также в акции и офлайн–мероприятия. Это подтверждает, что такой формат первостепенен для привлечения клиентов. Онлайн, в свою очередь, не даёт бизнесу такой большой прибыли и высокого уровня маржинальности".
Базовое взаимодействие "продавец — покупатель" остаётся востребованным благодаря возможности уточнить на месте детали покупки, протестировать / примерить товар, просмотреть аналоги.
По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), случаев полного перехода бизнеса из офлайн–модели в онлайн среди крупных игроков ещё не наблюдалось. Большая часть российских потребителей, около 60%, по–прежнему предпочитает совершать ключевые покупки, в том числе продовольственных товаров, в офлайн–магазинах. Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев уверен, что даже при зеркальном формировании идентичного ассортимента в онлайн–канале значительная часть покупателей в долгосрочной перспективе продолжит ходить в обычные магазины. А доминирующей моделью на потребительском рынке будет омниканальность.
Удержать покупателя
В пресс–службе группы "М.Видео–Эльдорадо" рассказали, что планируют продолжать развитие магазинов компактного формата. "Несмотря на то что основной поиск и выбор товара происходит сейчас онлайн, 90% покупателей посещают магазин, чтобы посмотреть товар, обсудить выбор со специалистом и убедиться в его правильности. Наблюдаем следующий тренд. Покупатели читают отзывы онлайн ― покупают в магазине. Смотрят в магазине ― покупают в приложении, но забирают в магазине для того, чтобы получить дополнительные сервисы. Магазины выступают в роли шоурумов", ― отметили там.
В пресс–службе сети "Буквоед" утверждают, что плана по сокращению торговых точек не имеют. "Мы отслеживаем рентабельность каждой точки, и если магазин становится экономически невыгодным, то начинаем вести переговоры с арендодателем. Чаще всего находим взаимовыгодные условия. Но если этого не случается, то ищем для этого магазина новую локацию", ― говорят в компании.
По данным исследования книжного рынка за прошлый год от издательской группы "Эксмо — АСТ", рост продаж на маркетплейсах вырос более чем на 40%, и это, конечно, отражается на работе книжных магазинов. "Нам важно давать дополнительную ценность покупателю и продолжать развивать свои офлайн–магазины. Вводим сервисы внутри магазинов по быстрому поиску книг, привлекаем читателей за счёт проектов с издательствами", ― резюмировали в "Буквоеде".
Тем временем количество продавцов на маркетплейсах продолжает активно расти. Например, на Wildberries в этом году фиксируют наибольший рост продавцов в категории "Оргтехника" — более чем вдвое. Далее в порядке убывания идут категории "Садовая техника", "Строительные инструменты", "Отделочные материалы", "Освещение", "Строительные материалы".
На Ozon по итогам II квартала 2024 года работает более 550 тыс. продавцов, это на 60% больше, чем годом ранее. 37 тыс. из них — предприниматели из Петербурга и Ленинградской области. Их товары чаще всего можно увидеть в таких категориях, как "Товары для дома", "Строительство и ремонт", "Одежда, обувь и аксессуары".
Директор направления b2b–маркетинга Flowwow Полина Воронина рассказала, что в августе количество активных продавцов в Петербурге на платформе увеличилось на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.