Набрали скорость: в Петербурге снова повысили цены на домашний интернет

Автор фото: vostock-photo

Телеком–операторы начали повышать цены на широкополосный доступ в интернет (ШПД), объясняя это инфляцией, сложным государственным регулированием, а также проблемами с оборудованием и кадрами.

Интернет–провайдер "Эр–Телеком" (бренд "Дом.ру") предупредил своих абонентов, что с 1 октября индексирует цены на несколько услуг: интернет, телевидение, телефонию и видеонаблюдение. А также повысит плату за статический IP–адрес. Причиной повышения стоимости оператор назвал негативные макроэкономические факторы.
"В 2024 году существенно увеличились затраты на приобретение материалов, комплектующих, оборудования и электроэнергию, необходимые для обеспечения стабильной работы сети и её модернизации. Рост ключевой ставки ЦБ и, как следствие, рост процентных ставок по кредитам для развития бизнеса оказывают существенное влияние на нашу деятельность. Эти внешние факторы приводят к увеличению наших затрат, и, чтобы продолжать предоставлять вам стабильный и качественный интернет, мы вынуждены внести изменения в тарифы", — заявляется на сайте "Дом.ру".
Игроки рынка и эксперты говорят, что в той или иной мере повышения цен на услуги стоит ожидать от всех ШПД–операторов.
"Индексация тарифов у нас происходит регулярно. Главная причина, конечно, инфляция. Только реальная инфляция, а не официальная, которая “средняя по больнице”. Дорожает оборудование, от которого зависит включение новых клиентов и поддержание сети. За 3 года цены взлетели в 2 раза. При этом качество услуг мы снижать не можем, так как у нас один из самых высоких SLA (Service Level Agreement — соглашение об уровне обслуживания) на телеком–рынке. Чтобы была качественной связь, требуется и качественное оборудование", — поделился коммерческий директор оператора связи "Комфортел" Михаил Козырев.
Помимо этого, дорожает размещение инфраструктуры: электричество, место в кабельной канализации, а с 2025 года повысится ставка налога на прибыль. Поэтому, подытоживает Козырев, не повышать тарифы просто невозможно. "Интернет в России один из самых дешёвых в мире. При этом один из самых надёжных. Операторы вынуждены поднимать ценник, чтобы не терять в качестве. И даже когда у нас происходит повышение тарифов, компания большую часть расходов, связанных с реальной инфляцией, берёт на себя. Нужны помощь и понимание клиентов, конечно же. За это им спасибо", — подчеркнул он.
Заместитель генерального директора по стратегическим проектам "ОБИТ" Михаил Телегин говорит о тех же тенденциях — издержки в телекоме продолжают расти.
"Все инициативы государства требуют финансирования, стоимость оборудования неизбежно увеличивается. Кроме того, значительная статья расходов приходится на фонд оплаты труда, этот аспект тоже нельзя игнорировать. Мы всегда ориентированы на интересы наших абонентов, но, сталкиваясь с выбором между снижением затрат и уровнем сервиса, приоритетом остаётся сохранение высокого качества обслуживания", — заявил Телегин.

Дорогие работники

Важный фактор — кадровый голод на рынке связи. Как замечает Михаил Козырев, жизнь дорожает. "Поиск новых сотрудников вообще отдельная категория. На рынке мало толковых специалистов, поэтому за них идёт бой. Сейчас рынок принадлежит соискателям, бой идёт рублём и различными компенсациями: ДМС, спорт, психологи, сокращённый рабочий день — это всегда дорого", — подчёркивает он.
Многие жалуются на нехватку специалистов, подтверждает руководитель Ассоциации телекоммуникационных операторов Алексей Леонтьев. И речь далеко не только об инженерах и айтишниках.
"Актуальность проблемы появилась с 2022 года. Нужен обычный рабочий персонал, например монтажники. Недостаток кадров приводит к неизбежному росту зарплат для оставшихся сотрудников. Наряду с инфляцией это второй по важности фактор", — отмечает эксперт.
Михаил Козырев уверен, что цены повысятся абсолютно на все телеком–услуги, потому что им нужна инфраструктура. При этом больше всего подорожает размещение в ЦОДах и интернет. Меньше всего — телефония. По мнению эксперта, стоимость услуг будет расти каждый год на 15–20% в перспективе 3 лет.

Не жадность операторов

У небольших операторов процесс повышения цен происходит немного легче, потому что они могут чуть ли не каждому клиенту лично объяснить причины.
"Главное, чтобы люди понимали: повышение тарифов — не жадность оператора, а необходимость, продиктованная рынком. Мы не можем снижать качество услуг, потому что отвечаем за это рублём. Такие условия зафиксированы в каждом договоре", — акцентирует Михаил Козырев.
Индексация тарифов — не новое событие, напоминает Алексей Леонтьев. В той или иной степени компании её начали проводить ещё 5 лет назад, просто она не была прямой. Раньше цены повышали на дополнительные услуги. Например, за свой обычный тариф пользователь продолжал платить прежнюю цену, но если он хотел увеличить скорость, то ему нужно было платить дополнительно. А ведь когда–то такую услугу операторы оказывали практически бесплатно.
Тенденция на повышение стоимости тарифов появилась 2 года назад. Например, тарифы, которые предлагают скорость интернета 100 мбит / с, сейчас вдвое выше, чем в 2022 году. А "медленные" тарифы постепенно отключаются как невыгодные.
"Сложно сказать, кто эту тенденцию начал первый — федеральные операторы или региональные. Но и те и другие последние 2 года повышают стоимость услуг в разной степени. Федеральные компании чаще всего редактируют тарифные планы. Так поступают, например, мобильные операторы. Из тарифа убирают услуги, которые раньше шли по умолчанию. Стоимость самого тарифа не меняется, но вот за дополнительные мегабайты и скорость приходится платить дополнительно и уже намного больше. Сейчас эта тенденция стала более заметной, потому что она затронула самый стабильный по ценам сегмент — ШПД для физических лиц. Он всегда шёл по нижней планке стоимости. В этом году это стало наиболее заметно", — рассуждает Алексей Леонтьев.
Именно в сегменте ШПД для физических лиц (который всегда для операторов был наименее прибыльным из–за высокой конкуренции на рынке) наблюдается наибольшее повышение тарифов. Но при этом весьма последовательно растут цены на ШПД и для юридических лиц. Здесь причиной служат высокие требования к квалифицированному персоналу. Нужны не только рабочие, но и менеджеры, которые сопровождают клиентов и контролируют качество услуг.
"Исходя от сообщений от операторов, повышение стоимости услуг в пределах 10% не приводит к большой потере абонентов, поэтому после первых “экспериментов” с ценами провайдеры начнут небольшими процентами по крайней мере раз в 2 года увеличивать стоимость тарифов — это неизбежно. Те, у кого цены были ниже по рынку, также начнут подтягиваться", — убеждён Леонтьев.

В рамках закона

Дополнительная нагрузка на операторов — соблюдение законодательных норм. Например, содержание СОРМ (системы оперативно–разыскных мероприятий), с помощью которых операторы в рамках так называемого "пакета Яровой" обязаны хранить переписку, телефонные звонки и исходящий трафик всех российских пользователей. Также большой статьёй расхода является СУБД (система управления базами данных).
По словам Леонтьева, сейчас больше всего из–за этого достаётся небольшим операторам, которые не могли позволить себе содержание СОРМ и попросту игнорировали требования регуляторов. Правительство РФ обязало всех без исключения хостинг–провайдеров подключиться к СОРМ до середины 2024 года.
"С этого года наказания за пренебрежение выполнением этих обязанностей стали строже и их стало больше. Есть примеры “показательной порки” операторов с отбором лицензий. При этом операторы сообщают, что всё–таки “пакет Яровой” пока не сильно оказывает влияние на рынок. По крайней мере у нас на Северо–Западе, здесь контролирующие органы действуют не очень строго. СОРМ–2 и СУБД стоят денег, но несмотря на то, что 2 года назад многие говорили, что именно они станут факторами повышения тарифов, пока их влияние не ощущается. А вот инфляция и дефицит рабочих — серьёзная проблема", — резюмирует Алексей Леонтьев.
Telecom Daily раз в год проводит исследование и опрашивает 100 руководителей интернет–компаний России. По результатам опроса прошлого года 84% респондентов предрекли, что в течение 2024 года цены на телеком–услуги повысятся в среднем на 12–15%. Прежде всего причиной служит инфляция, которая сейчас достигает почти 10%, а также довольно сложные теперь условия для кредитования из–за высокой процентной ставки. Также дорогим и сложным является ввоз иностранного телеком–оборудования, потому что российского практически нет. Цены будут повышаться практически на все телеком–услуги, включая голосовую связь через стационарные телефоны и интернет. Скорее всего, это не коснётся рынка облачного хранения данных, потому что там конкуренция всё ещё невелика. Кроме того, облачные услуги использует небольшой процент бизнеса.
Денис Кусков
генеральный директор Telecom Daily
Рост расценок на телеком–услуги связан с рядом объективных причин, одной из которых является инфляция. Другая причина — растущие затраты на приобретение нового оборудования и сервисное обслуживание, развёрнутое ранее. Они связаны в том числе с геополитической ситуацией. Закупки импортного оборудования затруднены, издержки на его приобретение растут, российское оборудование, в сегментах, где оно доступно, также не отличается дешевизной. Негативное влияние, вызывающее рост затрат оператора, оказывает растущая административная нагрузка на бизнес. Безусловно, операторы будут пытаться повышать стоимость услуг, поскольку причины для этого есть и их можно отнести к разряду объективных. Несмотря на это, им придётся сталкиваться с противодействием чиновников ФАС, пытаться объяснить им, чем вызвана необходимость каждого следующего повышения.
Алексей Бойко
телеком–эксперт и автор telegram–канала @abloud