Телеком–операторы начали повышать цены на широкополосный доступ в интернет (ШПД), объясняя это инфляцией, сложным государственным регулированием, а также проблемами с оборудованием и кадрами.
Интернет–провайдер "Эр–Телеком" (бренд "Дом.ру") предупредил своих абонентов, что с 1 октября индексирует цены на несколько услуг: интернет, телевидение, телефонию и видеонаблюдение. А также повысит плату за статический IP–адрес. Причиной повышения стоимости оператор назвал негативные макроэкономические факторы.
“
"В 2024 году существенно увеличились затраты на приобретение материалов, комплектующих, оборудования и электроэнергию, необходимые для обеспечения стабильной работы сети и её модернизации. Рост ключевой ставки ЦБ и, как следствие, рост процентных ставок по кредитам для развития бизнеса оказывают существенное влияние на нашу деятельность. Эти внешние факторы приводят к увеличению наших затрат, и, чтобы продолжать предоставлять вам стабильный и качественный интернет, мы вынуждены внести изменения в тарифы", — заявляется на сайте "Дом.ру".
Игроки рынка и эксперты говорят, что в той или иной мере повышения цен на услуги стоит ожидать от всех ШПД–операторов.
Цены против качества
"Индексация тарифов у нас происходит регулярно. Главная причина, конечно, инфляция. Только реальная инфляция, а не официальная, которая “средняя по больнице”. Дорожает оборудование, от которого зависит включение новых клиентов и поддержание сети. За 3 года цены взлетели в 2 раза. При этом качество услуг мы снижать не можем, так как у нас один из самых высоких SLA (Service Level Agreement — соглашение об уровне обслуживания) на телеком–рынке. Чтобы была качественной связь, требуется и качественное оборудование", — поделился коммерческий директор оператора связи "Комфортел" Михаил Козырев.
Помимо этого, дорожает размещение инфраструктуры: электричество, место в кабельной канализации, а с 2025 года повысится ставка налога на прибыль. Поэтому, подытоживает Козырев, не повышать тарифы просто невозможно. "Интернет в России один из самых дешёвых в мире. При этом один из самых надёжных. Операторы вынуждены поднимать ценник, чтобы не терять в качестве. И даже когда у нас происходит повышение тарифов, компания большую часть расходов, связанных с реальной инфляцией, берёт на себя. Нужны помощь и понимание клиентов, конечно же. За это им спасибо", — подчеркнул он.
Заместитель генерального директора по стратегическим проектам "ОБИТ" Михаил Телегин говорит о тех же тенденциях — издержки в телекоме продолжают расти.
“
"Все инициативы государства требуют финансирования, стоимость оборудования неизбежно увеличивается. Кроме того, значительная статья расходов приходится на фонд оплаты труда, этот аспект тоже нельзя игнорировать. Мы всегда ориентированы на интересы наших абонентов, но, сталкиваясь с выбором между снижением затрат и уровнем сервиса, приоритетом остаётся сохранение высокого качества обслуживания", — заявил Телегин.
Дорогие работники
Важный фактор — кадровый голод на рынке связи. Как замечает Михаил Козырев, жизнь дорожает. "Поиск новых сотрудников вообще отдельная категория. На рынке мало толковых специалистов, поэтому за них идёт бой. Сейчас рынок принадлежит соискателям, бой идёт рублём и различными компенсациями: ДМС, спорт, психологи, сокращённый рабочий день — это всегда дорого", — подчёркивает он.
Многие жалуются на нехватку специалистов, подтверждает руководитель Ассоциации телекоммуникационных операторов Алексей Леонтьев. И речь далеко не только об инженерах и айтишниках.
"Актуальность проблемы появилась с 2022 года. Нужен обычный рабочий персонал, например монтажники. Недостаток кадров приводит к неизбежному росту зарплат для оставшихся сотрудников. Наряду с инфляцией это второй по важности фактор", — отмечает эксперт.
Михаил Козырев уверен, что цены повысятся абсолютно на все телеком–услуги, потому что им нужна инфраструктура. При этом больше всего подорожает размещение в ЦОДах и интернет. Меньше всего — телефония. По мнению эксперта, стоимость услуг будет расти каждый год на 15–20% в перспективе 3 лет.
Не жадность операторов
У небольших операторов процесс повышения цен происходит немного легче, потому что они могут чуть ли не каждому клиенту лично объяснить причины.
"Главное, чтобы люди понимали: повышение тарифов — не жадность оператора, а необходимость, продиктованная рынком. Мы не можем снижать качество услуг, потому что отвечаем за это рублём. Такие условия зафиксированы в каждом договоре", — акцентирует Михаил Козырев.
Индексация тарифов — не новое событие, напоминает Алексей Леонтьев. В той или иной степени компании её начали проводить ещё 5 лет назад, просто она не была прямой. Раньше цены повышали на дополнительные услуги. Например, за свой обычный тариф пользователь продолжал платить прежнюю цену, но если он хотел увеличить скорость, то ему нужно было платить дополнительно. А ведь когда–то такую услугу операторы оказывали практически бесплатно.
Тенденция на повышение стоимости тарифов появилась 2 года назад. Например, тарифы, которые предлагают скорость интернета 100 мбит / с, сейчас вдвое выше, чем в 2022 году. А "медленные" тарифы постепенно отключаются как невыгодные.
“
"Сложно сказать, кто эту тенденцию начал первый — федеральные операторы или региональные. Но и те и другие последние 2 года повышают стоимость услуг в разной степени. Федеральные компании чаще всего редактируют тарифные планы. Так поступают, например, мобильные операторы. Из тарифа убирают услуги, которые раньше шли по умолчанию. Стоимость самого тарифа не меняется, но вот за дополнительные мегабайты и скорость приходится платить дополнительно и уже намного больше. Сейчас эта тенденция стала более заметной, потому что она затронула самый стабильный по ценам сегмент — ШПД для физических лиц. Он всегда шёл по нижней планке стоимости. В этом году это стало наиболее заметно", — рассуждает Алексей Леонтьев.
Именно в сегменте ШПД для физических лиц (который всегда для операторов был наименее прибыльным из–за высокой конкуренции на рынке) наблюдается наибольшее повышение тарифов. Но при этом весьма последовательно растут цены на ШПД и для юридических лиц. Здесь причиной служат высокие требования к квалифицированному персоналу. Нужны не только рабочие, но и менеджеры, которые сопровождают клиентов и контролируют качество услуг.
"Исходя от сообщений от операторов, повышение стоимости услуг в пределах 10% не приводит к большой потере абонентов, поэтому после первых “экспериментов” с ценами провайдеры начнут небольшими процентами по крайней мере раз в 2 года увеличивать стоимость тарифов — это неизбежно. Те, у кого цены были ниже по рынку, также начнут подтягиваться", — убеждён Леонтьев.