Со всех понемногу: лицензию на продажу алкоголя начнут оплачивать с каждой точки

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
В России предлагают изменить стоимость лицензии на розничную продажу алкоголя. Сейчас она составляет 65 тыс. рублей и не зависит от количества торговых точек. На днях комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять законопроект, согласно которому стоимость лицензии снизится до 20 тыс. рублей, но платить нужно будет за каждую точку.
В первом чтении законопроект будет рассмотрен парламентом на заседании 24 сентября.
Руководитель Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский отмечает, что сейчас в одну лицензию действительно можно вписать до 100 юридических адресов.
"Но надо учитывать, что если контролирующие органы находили нарушения в одной торговой точке и приостанавливали действие лицензии, то автоматически торговать алкогольной продукцией не могли все вписанные в неё магазины. И многие компании для каждой точки оформляли свою лицензию", — отмечает эксперт.
По его мнению, инициатива может способствовать легализации рынка алкоголя, особенно в отдалённых и малонаселённых регионах. "Снижение размера госпошлины может стимулировать нелицензированных продавцов оформить необходимые документы и работать в правовом поле", — говорит Черниговский.
Однако он подчёркивает, что нелегальный сектор в значительной степени основан на продаже безакцизного алкоголя и уклонении от уплаты налогов.
Партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская отмечает, что, исходя из новой схемы расчётов, компании с большим количеством точек будут платить больше, а небольшие сети — меньше, что в общем–то справедливо. Издержки крупного бизнеса вырастут, у малого бизнеса снизятся. "Для законопослушных продавцов, торгующих легальной алкогольной продукцией, это будет подспорьем. А для нелегального рынка это значения не имеет по понятным причинам. Так что думаю, что инициатива вполне ко времени. Да и не думаю, что это приведёт к какому–то заметному снижению числа магазинов. Для крупных компаний такие траты вряд ли будут критическими, а именно крупным компаниям принадлежит львиная доля розничных алкогольных точек", — говорит эксперт.
Основатель коммуникационного агентства TUNE production Анна Мякинина считает, что с точки зрения законодателей, возможно, данная инициатива направлена на улучшение контроля за продажей алкоголя и борьбу с нелегальным оборотом. Однако, учитывая уже существующие меры контроля, можно задаться вопросом, действительно ли это решение оправданно и приведёт ли оно к ожидаемым результатам.