Слишком дикие ягодки: скандал вокруг Wildberries напугал селлеров

Автор фото: Агентство "Москва"

События вокруг Wildberries могут привести к оттоку партнёров с площадки.

Спор супругов Бакальчук вокруг известного маркетплейса, за которым все наблюдали с интересом, но в то же время с долей иронии, неожиданно приобрёл трагическую окраску. 18 сентября вооружённые люди пришли в два московских офиса компании: в БЦ "Романов двор" в Романовом переулке и в БЦ "Искра–парк" недалеко от станции метро "Динамо". Конфликт закончился стрельбой с человеческими жертвами.

День траура

"В компании объявлен день траура по погибшим сотрудникам охраны нашего офиса в БЦ “Романов двор”. Мы находимся на связи с их семьями. Также принято решение оказать родным материальную помощь и взять на себя все расходы, связанные с транспортировкой тел и похоронами. Все наши мысли сейчас с их родными. В то же время в столичных больницах остаются сотрудники службы безопасности и правоохранительных органов, раненные во время вооружённой атаки. Мы внимательно следим за их состоянием и надеемся, что они поправятся как можно скорее. Компания также окажет им необходимую поддержку", — сообщили в пресс–службе объединённой компании Wildberries и Russ.
Произошедшее в компании расценивают как попытку рейдерского захвата при непосредственном участии и под руководством Владислава Бакальчука. Сам он задержан, ему предъявлено обвинение. Следственный комитет возбудил по факту случившегося уголовное дело по пяти статьям УК РФ: убийство (ст. 105 УК РФ), покушение на убийство двух и более лиц (ч. 3 ст. 30; ч. 2 ст. 105 УК РФ), незаконное хранение огнестрельного оружия (ст. 222 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) и самоуправство (ч. 2 ст. 330 УК РФ).
"Ситуация не повлияла на работу компании и её бизнес–процессы. Все сервисы, пункты выдачи и логистические объекты Wildberries работают штатно, текущие и новые заказы обрабатываются корректно и выдаются на наших ПВЗ. Wildberries продолжает обеспечивать доступ к миллионам товаров в пешей доступности от дома", — дополнительно прокомментировали "ДП" ситуацию в пресс–службе объединённой компании Wildberries и Russ.

Вопрос репутации

В Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) подчёркивают, что произошедшее у офиса "Романов двор" — беспрецедентно. Там добавили, что осуждают любые проявления насилия, тем более в корпоративных спорах. При этом в АКИТ констатируют, что процессы, обеспечивающие непосредственную работу маркетплейса и выполнение им обязательств перед продавцами, владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и покупателями, не могли быть затронуты произошедшим.
Однако эксперты полагают, что, несмотря на то что происшествие не коснулось селлеров, работающих с Wildberries, напрямую, оно может повлиять на решение некоторых предпринимателей расторгнуть договор с маркетплейсом и изменить электронную торговую платформу для реализации своих товаров. Поскольку в условиях остро протекающего внутрикорпоративного конфликта высоки риски дестабилизации работы площадки и возникновения убытков у продавцов.
Как пояснила "ДП" юрист Enforce Law Company Ирина Фиц, продавцы могут в одностороннем порядке безмотивно отказаться от исполнения заключённого с Wildberries договора. Соответствующее право продавца предусмотрено типовой офертой, заключаемой маркетплейсом с продавцами товаров.
Адвокат, старший партнёр АБ "Дубровская, Кузнецова и партнёры" Марина Дубровская считает, что широкое освещение, которое получила история с разделом бизнеса семьи Бакальчук, в принципе может отразиться на непосредственном желании крупных контрагентов далее сотрудничать с маркетплейсом ввиду высоких рисков невыполнения обязательств перед ними. Проблемы с контрагентами могут возникнуть, например, из–за заморозки счетов. Это в свою очередь может повлиять на стоимость услуг для конечных потребителей и снизит их доверие к бренду, добавила она.
"Корпоративный конфликт затрагивает всю структуру группы, куда входит большое количество дочерних компаний холдинга, в отношении долей которых документально не зафиксировано, кому они принадлежат. Данные структуры заключают коммерческие контракты со сторонними организациями, авансируя разные услуги и товары. Есть высокая вероятность, что один из двоих акционеров будет оспаривать такие контракты и предъявлять претензии к партнёрам в судебном порядке. Поэтому можно сделать вывод о том, что в рисковой зоне окажется не только сам бизнес, но и его основные партнёры", — резюмирует Дубровская.

Факторы риска

В информационном поле вокруг Wildberries становится всё больше неожиданностей, причём значительная часть из них носит скорее негативную тональность. Достаточно вспомнить пожар на складе в Шушарах — подобные ситуации ухудшают репутацию компании в целом как с точки зрения партнёров, так и с точки зрения клиентов.
Комментируя вероятность массового отказа от сотрудничества со стороны селлеров и ухода их на другие маркетплейсы, партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская подчёркивает, что такое возможно, причём скорее с крупными партнёрами.
Тезис подтверждают и сами предприниматели. Руслан Брилевский, продающий на маркетплейсе обувь и одежду, отмечает наличие опасений и неопределённости по поводу дальнейших событий вокруг Wildberries. Это мотивирует уделять больше внимания продвижению на Ozon и "Яндекс.Маркете". Есть и другие факторы, формирующие негативный фон.
"Во внутренней работе Wildberries для продавцов пока без изменений. Есть сложность со складами и с хранением товара. Поэтому мы храним товары и отправляем заказы со своего склада. После весеннего резкого повышения цен на услуги склада не хотим рисковать", — поделился предприниматель.