Курс проложен: Арктика стала критически важным регионом для России

Автор фото: архив "ДП"

Минпромторг завершает корректировку стратегии развития судостроительной промышленности России на период до 2035 года.

Основное внимание сфокусировано на развитии гражданского судостроения, сообщил 24 сентября заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов. "Нашей промышленности нужно обеспечить не только потребности в различных типах судов. Критически важно покрыть потребность и в отечественном судовом комплектующем оборудовании", — сказал он на пленарном заседании II Всероссийского морского конгресса.
По его оценке, стратегически важно закрепить позиции России в нише арктического технического флота, ледокольного флота, пассажирских судов и судов смешанного плавания. А также занять новые ниши, особенно в части крупнотоннажного транспортного флота для Арктики.
Выстроить работу для достижения этих целей планируется по нескольким направлениям. "В уже освоенных сегментах — это максимальное насыщение судов отечественным судовым оборудованием. В новых, где ещё недостаточен объём предложения, будем наращивать мощности для строительства, в первую очередь крупнотоннажных судов", — рассказал Альберт Каримов.
Будут строить и новые производства. Ещё одно стратегическое направление — создание комплексной системы отечественного судоремонта.
Ожидается, что инструментом для решения этих задач станет федеральный проект "Производство судов и судового оборудования", который уже разрабатывается и станет частью нацпроекта "Промышленное обеспечение транспортной мобильности". Этот документ расширит действующие меры господдержки, в том числе лизинговые программы.
"Дополнительно рассматриваются новые меры, которые будут направлены на модернизацию действующих производственных мощностей и также на такое важное направление, как освоение производства двигателей мощностью более 8 МВт. Предполагаем, что этот федеральный проект позволит увеличить количество судов, построенных на отечественных верфях, и параллельно нарастить долю отечественного судового комплектующего оборудования", — сказал Альберт Каримов.
Возможные механизмы финансирования отрасли пока обсуждаются, отметил замминистра. При этом в Минпромторге рассчитывают, что "партнёры, в том числе банк ВТБ, который планирует значительные инвестиции в отрасль, также будут способствовать модернизации мощностей".
В министерстве считают приоритетными задачи по строительству специальных судов техфлота, ледокольного флота, а также судов для внутренних водных путей и перевозки пассажиров. При этом эффект от развития верфей проявит себя не сразу, отметил Альберт Каримов. "Достижение тех результатов, которые мы планируем, будет за горизонтом 2030 года. Некоторые из параметров мы предполагаем на период до 2050 года", — уточнил он.
Отрасли нужен и существенный прирост кадров. До 2030 года потребуется привлечь более 80 тыс. человек, отметил в свою очередь начальник управления президента РФ по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков.
Напомним: первый вариант стратегии развития судостроительной промышленности России на период до 2035 года утвердили в 2019 году. На данный момент документ дорабатывают в связи с многочисленными иностранными санкциями, принятыми в отношении России.
В свою очередь нацпроект "Промышленное обеспечение транспортной мобильности" предусматривает три сценария реализации. В рамках консервативного планируется инвестировать в промышленность 635 млрд рублей, для того чтобы к 2030 году в России было построено 299 судов, 235 самолётов и вертолётов, а также более 600 тыс. электрокаров и гибридов.