В Петербурге становится всё больше бань, термальных комплексов и СПА. Однако для запуска бизнеса в этой сфере требуются большие вложения, на которые решится далеко не каждый инвестор.
Спрос на бани и спа–комплексы в Петербурге стабильно растёт. Одно из последних событий на рынке — на Обводном канале готовится к открытию премиальный банный комплекс Siberia, который займёт отдельное здание общей площадью 2,4 тыс. м2. Комплекс будет включать не только бани пяти разных направлений, но и ресторан сибирской кухни. Представители компании рассказали "ДП", что разработаны специальные программы в аутентичных парных — гости как будто побывают на Алтае или в сибирской деревне.
В NF Group также сообщают, что на высокой стадии строительной готовности находится термальный комплекс сетевого оператора Termoland, который откроется в ТРК "Лето".
История и современность
Директор федеральной компании "Этажи" в Санкт–Петербурге Юрий Изосимов говорит, что в Петербурге относительно высокий спрос на банные и wellness–комплексы, в том числе в связи с большим туристическим потоком. Но их либо не хватает, либо они недоступны среднестатистическому обывателю.
"Обусловлено это сложностью самого бизнеса, — поясняет эксперт. — Для открытия кофейни, к примеру, нужны небольшое помещение, кофемашина и бариста, он же кассир. Для банного комплекса необходимо учитывать множество других нюансов. Начиная с выбора места, с перспективой его развития на несколько лет вперёд, до создания какого–то уникального для рынка предложения. Это могут быть панорамные виды на город или петербургские крыши, пакетное предложение, особый стиль или формат заведения".
Большие затраты требуются уже на начальном этапе. Важно грамотно подобрать локацию или земельный участок, а также получить все необходимые разрешения, разработать проект, построить, ввести в эксплуатацию, набрать персонал, обеспечить продвижение. Инвесторов, готовых выполнить такую длительную подготовительную работу, не очень много.
Но в городе открываются не только комплексы в новых концепциях. Партнёр, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group Ольга Широкова рассказывает, что в Петербурге сохранилось несколько исторических бань, которые продолжают традиции классических русских парных со времён Российской империи. Некоторые из них становятся точками притяжения, в том числе и для гостей города. Например, Ямские бани и Мытнинские бани, открытые в XIX веке, привлекают взрослых посетителей благодаря своей культурной значимости. Некоторые банные проекты обновляются и сочетают старинные ритуалы с новыми технологиями и современными процедурами. Например, в 2021 году после реконструкции открылся один из старейших проектов на рынке Петербурга — Фонарные бани.
"Мы видим, что люди отказываются от старых стереотипов о бане в пользу новых, здоровых убеждений. Сегодня общественная баня — это не просто про “мытьё”. Здесь можно получить весь спектр расслабляющих услуг, от парения вениками до массажа тела, и ощутить такую перезагрузку, которую может заменить разве что качественный отпуск. И всё это в центре города, ехать никуда не нужно. Число гостей, в том числе новичков, растёт. Но мы знаем, что многие завсегдатаи “Фонарей” годами ходят в баню, это их давняя традиция", — говорит операционный директор Фонарных бань Виктория Бучилина.
Угодить каждому
Генеральный директор и управляющий партнёр всесезонного курорта "Охта Парк" Геннадий Мусиенко отмечает, что сегодня лидируют концепции, которые концентрируют в одном месте наибольшее число возможностей wellness–индустрии. Это не только бассейны и бани, спа–программы, салоны красоты, но и всё, что связано с косметологией, особенно аппаратной, и даже медициной. А также занятия спортом как важная составляющая особой культуры отдыха.
“
"Сегодня нельзя рассматривать спа–комплекс как отдельную единицу. Всё больше людей предпочитают полноценный отдых, чтобы в одном месте можно было и в спа сходить, и погулять, и поужинать, и детей занять. Мы давно развиваемся именно в этом направлении. Что касается посещаемости, то среднегодовая загрузка спа–комплекса стабильно находится в оптимальном диапазоне 70–75%. И этот показатель постоянно растёт", — добавляет Геннадий Мусиенко.
Однако и сложностей в этом бизнесе немало. "Мы активно инвестируем в оснащение. Это дорогостоящее импортное оборудование — от комплексных систем водоподготовки до косметологических аппаратов, — которое требует обслуживания, закупки комплектующих. Всё это сильно возросло в цене, имеет огромные сроки поставки. Что–то попросту не привезти", — говорит Мусиенко. Также в сфере наблюдается кадровый дефицит. При этом требования к уровню сервиса у гостей становятся только выше.
Владелец банного пространства "Камыши" Дмитрий Симонов добавляет, что бассейны и купели — это сложные гидротехнические сооружения. Поэтому надо учитывать очень много тонкостей при их постройке и эксплуатации.
"Есть сложности с линейным персоналом. Найти уборщика и техника сложнее, чем управленца. При этом рост рынка составляет порядка 20–40% в год", — говорит предприниматель. Период окупаемости, по его оценке, зависит от формата и составляет от 2 до 7 лет.
"Также есть тенденция на открытие бани при загородных отелях. Людям важен перезапуск состояния, короткий отпуск, где баня будет как иммерсивное событие для участников", — рассказывает Дмитрий Симонов.
Накануне бума
При этом эксперты отмечают, что по сравнению с Москвой рынок акватермальных комплексов Петербурга всё ещё развит довольно слабо. Ольга Широкова уточняет, что термы представлены разнообразными проектами. В составе ТРК — "Питерлэнд" и "Родео Драйв". В виде отдельно стоящих комплексов — Green Flow Lakhta Park и Приморские бани. А также в составе отелей — как правило, в формате небольших спа–комплексов.
“
"В последние годы в России активно развивается формат оздоровительных и развлекательных центров для всей семьи площадью от 1 тыс. до 20 тыс. м2 и больше. Они функционируют круглогодично и предлагают посетителям разнообразные виды бань и бассейны с гидро– и аэромассажем. Чаще всего в таких комплексах используется не геотермальная, а искусственная вода. Это позволяет более свободно размещать термы, без привязки к местонахождению природного источника. Росту популярности водноразвлекательных комплексов России способствует развитие внутреннего туризма", — подчёркивает Ольга Широкова.
При этом в NF Group прогнозируют, что в ближайшие годы конкуренция на рынке термальных комплексов будет расти. Это обусловлено количеством заявленных к открытию проектов, которое в 3 раза превышает общий объём существующего предложения на российском рынке в целом.