Государство планирует привлечь к строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Петербург грузоотправителей. Им предлагают выкупить 5,8% концессионера АО "УК ВСМ Две столицы" за 19 млрд рублей.
Такой вариант инвестирования проекта обсуждался на совещании, прошедшем в министерстве транспорта РФ 4 октября, пишет "Коммерсант" со ссылкой на собственные источники. По словам собеседника издания, к участию приглашаются крупные представители нефтегазового, горно-металлургического и химического секторов. В числе возможных партнёров — "Роснефть", НОВАТЭК, "Лукойл", "Уралкалий", "Еврохим", "Фосагро", "Евраз", НЛМК, "Северсталь", "Русал", СУЭК, "Сибантрацит", "Кузбассразрезуголь".
Компании в обмен на инвестиции получат приоритет при провозе грузов до портов Северо-Запада, то есть отправках на станции Октябрьской и Северной железных дорог со всех станций сети. Приоритетный доступ коснётся 30 млн тонн провозной способности подходов к портам региона, их распределят пропорционально стоимости акций, которыми владеют грузоотправители.
Дополнительным стимулом станут дивиденды. Всего с 2045 по 2064 год акционеры "УК ВСМ Две столицы" должны получить в совокупности 10,4 трлн рублей. Таким образом, доля грузоотправителей составит порядка 600 млрд рублей.
По данным "Коммерсанта", контролирующим акционером компании будет ГУП "Московский метрополитен" с долей в 51,7%, что соответствует взносу около 170 млрд рублей. Ещё 26,9% (88 млрд рублей) вложат РЖД, 15,5% (51 млрд) внесут субъекты РФ.
Сторону государства в проекте, согласно распоряжению правительства, представляет Росжелдор. Регионы профинансируют строительство на 221 млрд рублей, из этой суммы Петербург вложит 30 млрд, Москва — 150 млрд, Ленобласть — 10 млрд.
Стройка ВСМ будет включена в перечень самоокупаемых инвестиционных проектов, при реализации будут использоваться средства Фонда национального благосостояния на возвратной основе.