Врачи призывают ограничить использование электронных устройств школьниками и подростками.
Цифровизация уверенно и плотно вошла в нашу жизнь. Как результат — современный человек не может провести без того или иного гаджета и 10 минут. Это касается и подрастающего поколения. Такая тенденция вызывает всё больше беспокойства у медицинского сообщества.
Глаза не выдерживают
Об отрицательном влиянии технологий на здоровье детей и подростков постоянно говорит Всемирная организация здравоохранения. На прошлой неделе её представители призвали страны мира рассмотреть возможность введения ограничений на использование смартфонов подростками. Действовать предлагается по аналогии с табачной продукцией.
Официальные медицинские организации России готовы прислушаться к этой рекомендации. По данным Минздрава, в последнее время наблюдается рост числа отклонений и хронических болезней у школьников младших классов, ассоциированных именно с цифровым обучением. Ведущими являются функциональные нарушения костно–мышечной системы и органов зрения.
Причём, как сообщают эксперты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, доля подобных отклонений в процессе обучения детей в начальной школе значимо возрастает. "Подобной негативной динамики у их сверстников, обучавшихся без использования электронных устройств, не наблюдается", — отмечают в исследовательском центре.
Специалисты считают, что использование гаджетов приводит к весьма неприятным последствиям для здоровья маленьких пользователей. "Одной из главных проблем является цифровое утомление, вызывающее синдром сухого глаза и миопию", — поясняет старший врач–педиатр АО "Медицина" (клиника академика Ройтберга) Екатерина Морозова.
В АНО "Национальный институт миопии" подтверждают, что детская близорукость становится всё более серьёзной проблемой. Согласно исследованию института, чаще всего миопию диагностируют у подростков в возрасте 10–12 лет. Однако у 43% детей она начинается в 7–9 лет. Кроме того, до 5% выросла доля детей, у которых близорукость выявлена в 4–6 лет.
Статистические данные также показывают рост распространённости болезней костно–мышечной системы у подростков от 15 до 17 лет. Это стало особенно заметно после начала пандемии. По данным Национального медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера, в Петербурге с 2020 по 2023 год количество подростков с юношеским артритом возросло на 19,1%, c деформирующими дорсопатиями — на 20,7%, с системными поражениями соединительной ткани — на 12,3%. Многие исследователи склонны связывать эти тенденции именно с зависимостью от гаджетов.
Ложные помощники
Чрезмерное увлечение цифровыми технологиями может плохо сказаться и на работе неокрепшего детского мозга. "Гаджеты — это инструмент больше для взрослых, — считает медицинский психолог ФГБУ “Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева” Анна Матюшкина. — Понимание функционала для школьников начинается с 14 лет. Только с этого возраста, когда структуры головного мозга уже готовы, гаджет может использоваться как инструмент для поиска и структурирования информации".
Использование цифровых источников в более юном возрасте грозит задержкой психологического развития ребёнка. "При использовании современных технических устройств часть работы мозга перекладывается на них, — объясняет Анна Матюшкина. — Электронные средства выдают нам уже готовую информацию. Для её восприятия трудиться надо меньше. Если же мы не нагружаем мозг, он теряет свои свойства".
По словам психолога, для развития мозга необходима физическая активность, получение извне сенсорной информации (температура, запахи, цвет) и её обработка. А затем построение собственной деятельности на основе этой информации. Сначала необходимо научить ребёнка всему тому, чему можно его научить и без компьютера. И лишь после этого давать электронное устройство.
"Маленькие дети постоянно проверяют полученный опыт, экспериментируя в реальной жизни, — соглашается профессор Ульмского университета медицины и естествознания (Германия) Манфред Шпитцер. — Именно так они и узнают о том, как устроен мир. А раннее взаимодействие с цифровой вселенной не даёт им возможности получить реальный опыт, то есть научиться чему–либо. Поэтому не нужно давать детям планшеты, чтобы они как можно раньше могли начать ими пользоваться. Это не обучит их тому, как устроен мир".
По словам эксперта, точно так же нельзя научить ребёнка говорить с помощью телевизора. Это можно сделать только посредством живого общения. Речь должна соответствовать тому, что происходит в данную минуту. Только в этом случае слова будут иметь развивающий характер.
Знать меру
Тем не менее, как справедливо отмечает психотерапевт Lahta Clinic Полина Кокуренкова, полностью исключить гаджеты из современной жизни представляется практически невозможной задачей. В связи с этим, по её мнению, экранное время следует исключить только у детей в возрасте до 2 лет.
"Чуть позже можно уже вводить гаджеты. Однако это время должно быть ограничено и родителю следует контролировать контент. Кроме того, периодически цифровые устройства могут быть спасательным кругом для уставших родителей. Если ваш ребёнок смотрит мультфильмы, играет в игры, то присоединяйтесь к нему, проявляйте интерес. Таким образом ребёнок будет понимать, что он вам не безразличен. Однако важно, чтобы отношения не строились лишь вокруг гаджета", — рекомендует психотерапевт.
Екатерина Морозова добавляет, что для минимизации вреда от гаджетов необходимо следить за правильной осанкой ребёнка и устанавливать фильтры синего света.
Необходим чёткий и дозированный режим использования электронных помощников. "Младшим школьникам не рекомендуется использование гаджетов за час до и час после уроков, а также за час до сна, — комментирует Анна Матюшкина. — Если ребёнок поиграет в телефоне на перемене, то вернуться на урок ему будет очень трудно. Происходит “западание” — он некоторое время заторможен".
Как объясняет эксперт, это связано с протеканием у детей энергетических процессов. Отвлечение внимания на какой–то объект или на игру и возвращение обратно на урок требует очень много энергии.