Общая сумма штрафов, выписанных российским компаниям с начала года за нарушения при размещении онлайн–рекламы, превысила 20 млн рублей.
Роскомнадзор в 2024 году выявил более 200 правонарушений, связанных с распространением в интернете рекламы без надлежащей маркировки. Общая сумма штрафов, выписанных ведомством по этому поводу, составила 14,4 млн рублей.
Помимо этого, 131 постановление вынесено в связи с предоставлением бизнесом неполных или недостоверных данных — за это в сумме оштрафовали на 6,6 млн. Всего один штраф — 300 тыс. рублей — был выписан за неисполнение оператором рекламных данных своих обязанностей. Этой статистикой поделилась начальник управления правового обеспечения, международного и общего взаимодействия Роскомнадзора Мария Смелянская в рамках конференции "Рекламное право 2024".
На частные публикации в Telegram пришлось 80 штрафов на общую сумму 4,8 млн рублей. Против рекламной сети Telegram Ads вынесено 29 постановлений на 5,8 млн.
Публикации на YouTube привели к наложению 46 штрафов, общая сумма которых — 2,5 млн рублей. В отношении материалов в Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России) вынесено 49 постановлений на сумму 2,1 млн рублей.
Опрошенные "ДП" эксперты отмечают, что нарушение правил маркировки рекламы — актуальная проблема. Реальное количество нарушений, очевидно, значительно больше, так как оштрафованы далеко не все нарушители, считает руководитель коммуникационного агентства PGR Agency Анастасия Бастрыкина.
Управляющий партнёр коммуникационного агентства "Мы" (входит в коммуникационную группу PPL) Константин Панарин отмечает, что не все игроки рекламного рынка соблюдают требования по маркировке, однако таких меньшинство. Дело в том, что некоторые компании до сих пор не полностью разобрались с маркировкой, поэтому могут ошибаться ненамеренно.
Партнёр консалтинговой фирмы "Параплан" Владимир Коломейцев добавляет, что у компаний есть сложности с внедрением новых требований. Тем не менее некоторые небольшие фирмы всё же намеренно игнорируют требования, пытаясь избежать дополнительных издержек, связанных с правильной маркировкой.
“
"Наибольшее количество нарушений наблюдается на цифровых платформах — в соцсетях, мессенджерах, в частности в Telegram. Это связано с тем, что объём рекламы на этих ресурсах растёт стремительными темпами, а механизмы контроля и саморегулирования в цифровой среде пока не разработаны Роскомнадзором", — объясняет эксперт.
Эксперты предполагают, что в следующем году количество нарушений будет постепенно снижаться. И рекламодатели, и площадки расширят свои знания и перестроят работу в соответствии с требованиями законодательства.
"Во–первых, рекламный рынок постепенно адаптируется к новым требованиям. Во–вторых, Роскомнадзор усиливает меры контроля и проводит разъяснительные мероприятия, что стимулирует игроков соблюдать законодательство. В то же время, пока Роскомнадзор не разработал автоматизированные системы мониторинга для обеспечения контроля, глобально ситуация не поменяется", — резюмирует Владимир Коломейцев.