Участники форума FINOPOLIS по–новому взглянули на конкуренцию между банками, финтехом и госсервисами. А она обостряется.
В фокусе внимания форума, ежегодно организуемого Банком России, в этом году были вопросы развития передовых финтех–технологий, цифровых банковских услуг, маркетплейсов, регулирование новых областей рынка, токенизация, цифровой платёжный суверенитет.
Как отметила модератор пленарного заседания, председатель Банка России Эльвира Набиуллина, обозначая темы Finopolis, в стране нужно развивать конкуренцию, создавать равные условия для разных игроков, повышать безопасность цифровых сервисов. "То есть суверенитет, конкуренция и безопасность. Свой вклад в развитие и решение этих задач вносит и синергия финтеха и государственных сервисов", — заявила председатель ЦБ.
На стыке государства и бизнеса
Первая часть дискуссии была посвящена государственному регулированию и созданию бесшовных сервисов на стыке государственных и коммерческих услуг. Как отметила глава ЦБ, такие услуги есть, ими пользуются миллионы людей.
“
"Можно получить кредит без лишних справок и анкет, если человек соглашается на то, чтобы информация о нём могла передаваться из государственных сервисов на портале “Госуслуг”. Через приложение вы можете зарегистрироваться как самозанятый или подать заявление на налоговый вычет и так далее. Но мы считаем, что это только начало и возможности дальнейшей синергии многообещающие. Это мировой тренд, во многих странах обсуждается активное взаимодействие платформенных сервисов и то, как сервисы рыночных игроков интегрируются с национальной финансовой инфраструктурой. Но для того, чтобы мы не отставали от других стран, нужна скорость", — сказала Эльвира Набиуллина.
Многие технологические решения готовы, но завязли в согласованиях, поскольку носят кросс–секторальный, кросс–функциональный характер. Очевиден запрос рынка на скорость и гибкие механизмы межведомственных согласований, чтобы двигаться быстрее, признала глава ЦБ. Цифровой профиль, биометрия, технологии открытого банкинга (Open API) — все эти приоритеты обсуждались на предыдущих форумах, и сейчас на повестке их реализация.
Как отметил Дмитрий Григоренко, заместитель председателя, руководитель аппарата правительства РФ, курирующий цифровое развитие в стране, во всём мире вызовы с точки зрения цифровизации одинаковые. Прежде всего все хотят свою инфраструктуру и своё ПО. "От планшета, мобильного телефона до своего ЦОДа, до сервера, до своего чипа, в конце концов. У всех проблема с кадрами. Цены растут. Та же проблема с регуляторикой. Тот же поиск гражданина внутри цифровизации. Поэтому, на мой взгляд, главный вызов — это сделать то, что мы запланировали", — заявил Дмитрий Григоренко.
Фактически банки сегодня представляют собой цифровые платформы и зависимы от государства с точки зрения получения данных. И в этой связи необходимо создание единого набора данных и стандарта их получения, чтобы стороны получали информацию "пакетом", экономя время, считает вице–премьер.
Не менее важны и стандарты для самих цифровых сервисов. "Для гражданина цифровой сервис — это фактически иконка на экране компьютера или мобильного телефона, и ему без разницы, кто находится по ту сторону. Никто не собирается читать инструкции, все хотят интуитивно понятное usability (удобство и простоту в использовании. — Ред.). И в этом плане, мне кажется, что банк, государство, отрасль должны договориться. Если не договоримся, то будет достаточно тяжело жить в этом зоопарке стандартов, сервисов и иконок, путая наших граждан", — сказал Дмитрий Григоренко.
Тема стандартизации действительно актуальна, но сейчас важнее сделать то, что запланировали, согласилась Эльвира Набиуллина. Она напомнила, что государство решило не сдерживать инновации регулированием, включая его при возникновении рисков. Однако там, где регулирование всё–таки необходимо "здесь и сейчас", его не хватает. В частности, механизмы экспериментальных правовых режимов задумывались как "выделенная полоса" для инноваций, но на деле с точки зрения регулирования они "упёрлись в пробку".
Однако, по мнению Дмитрия Григоренко, регулирование инноваций в стране сегодня "происходит достаточно вовремя и разумно". Проблема не в скорости принятия решений, а в том, что общество не всегда готово к инновациям в моменте. В качестве примера он привёл биометрию. "Все прекрасно понимают, что это сильно удобно. Надоело держать на бумажке кучу паролей, а пароль в виде лица вы носите с собой всегда и вряд ли потеряете. Все понимают, что есть и риски. И регуляторика идёт step by step, догоняя в том числе и позицию общества по таким вопросам", — прокомментировал вице–премьер.
ЦБ банкам не конкурент
Помимо сложностей с запуском экспериментальных режимов регулятора волнуют вопросы дальнейшей цифровизации и конкуренции, которая возникает на этом поле между банками и финтех–сервисами. Исторически в лидерах всегда были кредитные организации. И здесь они достигли больших успехов, признала глава ЦБ. Однако она заметила, что сначала это было похоже не "золотую лихорадку", когда крупные банки пытались застолбить самые лучшие участки, спешили построить свою инфраструктуру, предлагали её государству в обмен на эксклюзивность услуг.
"Большинство на практике убедилось, что работает и другой подход — партнёрство, сотрудничество, и не только бизнеса между собой, но и между государством и бизнесом, причём на конкурентных условиях", — отметила Эльвира Набиуллина.
Ключевой момент во взаимоотношениях с государством — это доверие, заметил председатель правления Сбербанка Герман Греф. Он посетовал, что сегодня есть попытка государства конкурировать с бизнесом, а это самый плохой способ сотрудничества, и доверия тут быть не может. "Думаю, со временем мы повзрослеем и от этой модели уйдём. Она самая непродуктивная с точки зрения стимулирования бизнеса к инновациям. А в государственные инновационные сервисы и какие–то прорывы я не верю", — отметил он.
По мнению Германа Грефа, со стороны государства сейчас важно убрать барьеры, создать равные условия конкуренции для всех. А если государство станет действительно стимулировать инновации, появление новых сервисов в стране почти неизбежно, и они могут оказаться самыми неожиданными, пообещал глава "Сбера".
Когда в 2022 году страну отключили от NFC, рынок придумал совершенно новые методы оплаты, которых нет в мире, привёл пример он.
“
"До конца текущего года 25% всех транзакций будет делаться уже без карточек, и это только начало процесса. Это говорит о том, что даже в очень сложных условиях государство не препятствует, не перерегулирует эту сферу и само не является конкурентом", — подчеркнул Герман Греф.
Отвечая на вопрос о финтехе, он заявил, что двумя руками за то, чтобы он развивался, "мучил своей скоростью, инновационностью, придавал стимулы для развития". В России, по словам Германа Грефа, банки "не проспали" конкуренцию, в отличие, например, от Китая, где они практически потеряли транзакционный бизнес. Сегодня 60% всех транзакций в Китае совершаются небанковскими игроками. Потребителю всё равно, а банковская система в итоге значительно менее эффективна, потому что работает со скоринговыми технологиями.
Оптимистичная модель
Иное мнение по поводу государственного регулирования у председателя правления ВТБ Андрея Костина. Его не пугает активность правительства и ЦБ в области цифровых технологий. Скорее наоборот. "Правительство сделало огромные шаги — портал “Госуслуг”, единая цифровая платформа, единая биометрическая система, гигантский прорыв налоговой службы. Всё это во благо общества, во благо банков. И модель, которая сложилась, на мой взгляд, оптимальна с точки зрения распределения полномочий, когда ЦБ задаёт основные стандарты плюс администрирует опорную инфраструктуру на принципах равнодоступности и равноудалённости", — подчеркнул Андрей Костин.
Он добавил, что государству нужно ещё поработать над созданием технологической доверенной среды. Сегодня, чтобы получить любую государственную услугу в банке, необходимо сначала перейти на "Госуслуги". Однако в целом этот путь, по мнению главы ВТБ, "слишком запутанный" — почти каждый второй клиент не может осуществить транзакцию.
“
"Точно назрело создание доверенной среды в ID как в одну сторону, так и в другую, чтобы мы признавали “гос–ID”, и тогда из “Госуслуг” бесшовно можно будет совершать банковские транзакции", — сказал банкир.
Что же касается финтеха, то он признал, что это растущая проблема. "Финтех плюс банк — это, конечно, огромные преимущества, можно дать весь спектр банковского сервиса — не только платежи, но и инвестиционные продукты. Но мы пока не очень понимаем, что нам с этим делать, потому что свой финтех мы не создаём и, наверное, не будем создавать. Но, конечно, пытаемся сотрудничать, прежде всего в части предложения сложных банковских продуктов, выходящих за рамки платежей", — отметил Андрей Костин.
Комментируя выступления двух ведущих банкиров, Эльвира Набиуллина признала, что дискуссия по поводу регулирования инфраструктуры и стандартов между ЦБ и банками достаточно острая. Но у регулятора точно нет планов заниматься коммерцией, подчеркнула она, имея в виду споры относительно универсального QR–кода для оплаты покупок.
"Сейчас мы спорим по поводу универсального QR, развитие сервисов предполагает некоторое решение. Универсальный QR нельзя представлять как битву регулятора и консорциума банков за контроль над рынком. Мы считаем, что это как раз не продукт, он не конкурирует с рыночными продуктами, а это инфраструктурный стандарт", — заявила глава ЦБ. Она добавила, что дискуссии будут продолжаться, и согласилась, что доверие здесь крайне важно.
Придётся договариваться
Большое внимание участники уделили конкуренции банков с маркетплейсами, а также регулированию в этой области. Дмитрий Григоренко отметил, что инновации отчасти "испортили" граждан. Сегодня у них завышенные ожидания по поводу получения услуги: не хочется идти в банк, перечислять деньги, брать кредиты, а хочется, например, сразу купить на платформе квартиру.
"И платформа предоставляет такую услугу, в то время как внутри идёт набор сочленённых услуг, которые комплексно приводят к тому, что гражданин просто по нажатию кнопочки покупает квартиру или машину. Или продукты с доставкой. Банкам это может нравиться или нет, но это вопрос времени. Придётся под это подстроиться и между собой договориться", — объяснил вице–премьер.
Глава ВТБ, говоря о сотрудничестве с маркетплейсами, отметил, что "больших договоренностей между крупнейшими цифровыми платформами и банками" не видит, хотя "договориться, наверное, можно". "Мы не плясали вокруг разных наших маркетплейсов, и пока какого–то глобального сотрудничества не получилось. Поддерживаю, что должны быть единые стандарты регулирования, но есть другая проблема. Все маркетплейсы высоко оцениваются по капитализации, но совершенно не производят прибыли. Это бизнес в расчёте на капитализацию. И они всё равно будут развиваться, а мы будем, наверное, искать своё место, свою роль. Не надо пугаться, не надо на это вестись, надо просто конкурировать, и всё. Самое страшное, если государство от страха начинает регулировать. Тогда в целом страна теряет конкурентоспособность, мы потеряем лидеров", — отметил Андрей Костин.
Герман Греф назвал сразу несколько последствий развития маркетплейсов. С одной стороны, они убивают определённые сектора малого бизнеса, в частности торговлю. В малом бизнесе этот сектор сокращается. С другой стороны, это хороший бустер для развития сегментов, которые ранее стагнировали, — производителей, размещающих ныне на маркетплейсах свои товары.
Меняется и роль самих маркетплейсов. "Пока они размещают на своих площадках товары, а дальше пытаются уже помогать в анализе спроса, маркетинге, в упаковке, в доставке и так далее, и так далее. Этот процесс уже не остановить", — сказал Герман Греф.
Бизнес–модели определят регулирование
Глава "Сбера" подчеркнул, что маркетплейсов должно быть много, тогда не будет проблем с регулированием. "Мы в том числе на этом рынке. Мы маленькие, но мы не жалуемся и не просим: мол, давайте ограничим вот этих больших, чтобы и нам их перепрыгнуть. По–честному, надо просто больше работать", — признал он.
CEO Ozon Fintech Ваэ Овасапян рассказал, как складывается бизнес у "больших" конкурентов, и прокомментировал покупку собственного банка. Несмотря на наличие дочернего Озон Банка, сервис сотрудничает со многими кредитными организациями и в целом имеет много разных партнёрств и коллабораций. Например, теперь на Ozon можно купить машину, получив автокредит в ВТБ и Сбербанке.
Подобным путём шли многие игроки во всём мире, и это дало возможность расширить рынок финансовых услуг, а не отнять бизнес у банков, продолжил Ваэ Овасапян, прокомментировав таким образом реплики Германа Грефа. В Латинской Америке, Юго–Восточной Азии классические банки и финтех–игроки сосуществуют и развиваются. А в России и вовсе происходит ренессанс финтех–индустрии, считает CEO Ozon Fintech. Такого разнообразия финтех–игроков нигде больше нет.
Буквально за несколько лет свои банки появились у Wildberries, "Яндекса", в девелоперской группе "Самолет" и у разработчика онлайн–сервисов для бухгалтерии и бизнеса "СКБ–контур", перечислил Ваэ Овасапян. И всё благодаря системе быстрых платежей, признал он.
Комментируя щедрые программы лояльности Ozon, Ваэ Овасапян отметил, что это "наши многомиллиардные инвестиции во внимание клиента", и такие программы есть и у "Сбера", и у Альфа Банка, и у других игроков. "Мы просто тоже даём какие–то новые формы лояльности, чтобы привлечь аудиторию", — сказал спикер.
Эльвира Набиуллина отметила, что и финтех, и банки с разных сторон двигаются к одной похожей модели — экосистеме, или цифровой платформе. "Платформенные решения, конечно, заставляют нас переосмыслить подходы к развитию конкуренции. И регулирование, я думаю, постепенно будет здесь настраиваться вслед за бизнес–моделями", — пообещала она.
“
Большой вопрос, как одновременно осознать безопасность и цифровизацию. Во всём мире они идут рука об руку. Но кажется, что у нас цифровизация немного убежала вперёд, и мы начали понимать, что это небезопасно. И пора начать что–то предпринимать. Это вопрос архитектуры. Российские компании создавали услуги по безопасности, опираясь на Запад, а там превалирует тотальный контроль производителя услуги над потребителем. Так что мы, по сути, увидели функционал красной кнопки. Нам нужно начать создавать архитектуру, которая даёт безопасность и суверенность именно потребителю. И это главное, что нужно от "цифры" сегодня всему миру. Так что можем позволить себе начать работать и мыслить без шор, по–другому, и у нас возникает цивилизационный шанс идти с такой новой "цифрой" по миру.
Юрий Максимов
сооснователь Cyberus
“
Токенизация позволяет гибко настраивать платёжные профили инструментов и снижать издержки благодаря тому, что в процессе становится меньше посредников. Но во всём мире эта ракета пока ещё не взлетела. На начало 2024 года общая капитализация токенизированных активов оценивается примерно в $150 млрд, а в России на конец сентября 2024 года объём размещённых выпусков превысил 450 млрд рублей. Закон, который регулирует цифровые права и цифровые финансовые активы, был принят в 2020 году, и сейчас существует 11 операторов информационных систем, на которых регистрируются выпуски и происходит торговля. ВЭБ.РФ настроен на то, чтобы экспериментировать с такими инструментами и привлекать фондирование через цифровые активы.
Дмитрий Аксаков
вице–президент ВЭБ.РФ