Стивидоры в Петербурге нарвались на иски из-за недостаточного грузооборота

Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"

Несмотря на продолжающийся логистический кризис, Росморпорт взыскивает с петербургских стивидоров штрафы за недостаточный грузооборот.

Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области взыскал с АО "Морской порт Санкт–Петербург" 100 тыс. рублей в пользу ФГУП "Росморпорт" за невыполнение оператором морского терминала нормы по минимальному грузообороту. Она прописана в договорах об аренде причалов у государства. Полная сумма штрафа, которую изначально Росморпорт требовал взыскать со стивидора, превышает 1 млн рублей.
Операторы терминалов в портах владеют собственным оборудованием для обработки судов, но непосредственно причалы остаются в собственности государства, а частники их арендуют. И в договорах об аренде части причалов Большого порта Санкт–Петербург (БП СПб) "Морпортом СПб" присутствует пункт об обязательной перевалке на объектах минимального объёма грузов. Но в 2022–2023 годах, после резкого оттока грузов из портов Северо–Запада, компания не смогла обеспечить выполнение норматива.
Так, в 2022 году на причалах № 66 и № 67 (предназначены для обработки легковых авто) фактически перевалено 17,6 тыс. тонн грузов при договорённости почти на 85 тыс. Также 14% составила нехватка объёмов перевалки в 2022 году по причалам № 1–10. Причал № 20, судя по материалам дела, в 2022–2023 годах вообще простаивал, хотя по договору аренды через него ежегодно должно проходить не менее 71,3 тыс. тонн товаров.
Руководство "Морпорта СПб" признало факт невыполнения обязательства, но штраф платить отказалось, указав на отсутствие вины.
Исторически БП СПб специализировался на отправке грузов в страны Европы. Но в 2022 году из–за санкций и разрыва логистических цепочек грузооборот гавани обвалился на 37,5% — до 38,8 млн тонн. Несмотря на восстановительный рост в 2023–м, показатели порта всё ещё отстают от докризисных. В январе–сентябре грузопоток БП СПб составил 39,7 млн тонн, что на 14,6% ниже, чем за тот же период 2021 года.
В итоге суд счёл доводы стивидора весомыми и снизил сумму компенсации Росморпорту до 100 тыс. рублей. Что интересно, практически параллельно с данным делом шло аналогичное разбирательство между Росморпортом и ЗАО "Контейнерный терминал Санкт–Петербург", с которого ФГУП требовало 200 тыс. рублей за невыполненный минимум по грузообороту на двух причалах. Однако в данном деле стивидор недостаточно убедительно опирался на непреодолимые обстоятельства, и суд встал на сторону Росморпорта. В середине октября ЗАО подало апелляцию.
Фактически складывается ситуация, что государство, с одной стороны, признаёт проблемы в отрасли, но с другой — неохотно идёт навстречу пострадавшим.
"Не может не вызывать вопросов позиция истца, который знает о том, что происходит с рынком морских грузоперевозок на Северо–Западе и что перевалка таких объёмов в нынешних условиях труднореализуема. Тем не менее обращается с исками в суд за взысканием неустойки", — комментирует разбирательства управляющий партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Владислав Варшавский.