Подорожание сливочного масла вызвано объективными тенденциями развития молочной отрасли.
По мнению большинства экспертов, масло дорожает прежде всего из–за роста себестоимости.
Заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов напоминает, что затраты на сырьё в августе выросли на 10–20% с начала года, логистика подорожала на 30–35%, упаковка — на 10–15%. Также влияют рост ключевой ставки, проблемы с обслуживанием иностранного оборудования.
“
"Не стоит забывать о наценке торговых сетей. Средние цены на сливочное масло в опте: 606,4 руб. / кг, в рознице — 1040,7 руб. / кг. Итого наценка более 70%", — подчёркивает Леонов.
Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев возражает, что причины роста цен именно на стороне производителей.
“
"С начала года закупочные цены повышались несколько раз, в общей сложности более чем на 31%. Только в сентябре закупочная стоимость масла для торговых сетей выросла на 8%. Рост розничных цен на масло стабильно медленнее закупочных. В целом по крупнейшим торговым сетям средняя наценка на масло сливочное составляет 22%, а в низком ценовом сегменте находится в диапазоне 12,5–15,7% в зависимости от торговой сети", — утверждает он.
Рассматривать сливочное масло как продукт стоит в паре с сухим молоком, цена на которое в прошлом году снижалась. В то же время цены на жиры в молочной отрасли держались высокими.
"Производители были вынуждены реализовывать продукцию в убыток, а выпадающие доходы компенсировали за счёт маржинальности, которая наблюдалась по маслу. Сливочное масло — молокоёмкий продукт. Сейчас рост цен на сырое молоко привёл к необходимости повышать отпускные цены или снизить производство, чтобы минимизировать убытки", — поясняет заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и основатель "Petrova 5 Consulting" Марина Петрова.
Говоря о перспективах государственного регулирования цен на сливочное масло, эксперты подчёркивают, что рыночные методы ценообразования вносят меньше искажений в бизнес–процессы. Однако некоторые признают, что ограничить предельную стоимость на время можно, чтобы снизить градус накала проблемы.
Дмитрий Леонов при этом напоминает, что ограничение цен на сахар не имело позитивных эффектов, сопровождалось спекулятивными процессами и отсутствием товара на полке. Эксперты указывают, что насытить рынок можно как стимулируя увеличение выпуска, так и через временное увеличение ввоза продукции из–за рубежа.
Доцент кафедры экономики Президентской академии в Санкт–Петербурге Артём Голубев напоминает, что в прошлом году, когда наблюдались проблемы с куриными яйцами, осуществлялся их импорт из Турции и Азербайджана.
“
"Некоторые договорённости о фиксации цен (после их уже заметного повышения) с производителями и торговыми сетями могут дать определённый эффект, но лишь на время (3–6 месяцев). За этот период нужно обеспечить рост предложения", — считает Голубев.
Кстати, ситуация вокруг сливочного масла напоминает ещё и о том, что молочная отрасль стоит на пороге нового витка развития. Нужны крупные, инвестиционноёмкие проекты, которые подразумевают глубокую переработку молока, высокотехнологичное оборудование и специальные меры господдержки.
Нужно разработать программу, которая поддержала бы производителей, например в части сырого молока, уверена Марина Петрова.
“
"Более того, пара “масло — сухое молоко” ориентирована на экспорт. При низкой себестоимости мы могли бы выйти на достойный уровень. Рынки, которые прошли эти циклы, например свинина и курица, когда–то находились в той же ситуации, в которой сейчас молочка. Поэтому потенциал для развития у отрасли точно есть", — уверена эксперт.