Кто из нас не любит распродажи? Каждый хотя бы раз в год строил планы, как купит что–то нужное, и ждал, когда наступит время скидок.
По данным исследования банка "Русский стандарт", самые любимые распродажи у россиян — сезонные и новогодние. Большинство респондентов (67%) абсолютно уверены, что, если бы не распродажи, они потратили бы больше денег на покупки.
Более того, оказалось, что многие россияне тщательно следят за объявлениями о скидках, прежде чем решаются на покупку необходимых вещей.
Но, пожалуй, стоит признать, что мы давно живём в мире тотальной распродажи, где больше половины селлеров основывают свою стратегию продаж на постоянном демпинге. Из–за этого девальвируется уникальность самих скидок и сезонов распродаж как маркетингового инструмента.
Зачем ждать весь год "чёрную пятницу" или "киберпонедельник", если продавец предложит продукт по выгодной цене чуть ли не в любой день? Промо пробили дно — рынок давно приучил покупать только то, что дешевле. И сваливать всю вину за это только на маркетплейсы бессмысленно — они лишь пожинают плоды.
К слову, первые упоминания о скидках появляются в XIX веке, когда в Австрии был принят законопроект, регулирующий такие аттракционы неслыханной щедрости. Под акцией чаще всего стали сбывать некачественный товар. В XX и начале XXI века наступила золотая эпоха распродаж, которые стали основным способом избавления от неходового, залежалого или уценённого товара. Как ни крути, любая акция должна быть выгодна самому продавцу.
Тем не менее покупатели продолжают попадаться на удочку распродаж. Просто люди не любят упускать интересное.
В психологии даже есть отдельное для этого понятие — FOMO (Fear of Missing Out) — состояние, когда человеку кажется, что вокруг происходит что–то важное, а он остаётся в стороне. Ещё это называется синдромом упущенной выгоды.
Точно так же работают механизмы соцсетей, которые ежедневно подкидывают нам фотографии "успешного успеха", путешествий и бесконечных вечеринок, создавая иллюзию, что жизнь ярче у всех, кроме тебя. Неприятное чувство непричастности побуждает нас в такие моменты действовать быстро — и не всегда удачно. Именно этот дискомфорт становится двигателем торговли.
Пожалуй, единственно верная тактика, которая может помочь остаться на плаву покупателю, — это старые добрые списки покупок, которых стоит придерживаться. И понимание того, что всё–таки иногда высокая цена оправдывает качество.