Участники саммита БРИКС думают о создании единой системы взаиморасчётов. Президент ХК "СОЗВЕЗДИЕ ВОДОЛЕЯ" Владимир Хильченко поделился с "ДП" взглядом на денежно–кредитную политику.
Как бы вы оценили текущую экономическую ситуацию в стране в контексте глобальных перемен?
— Вопреки всем иностранным и внутренним прогнозам (даже нашего ЦБ), экономика страны продолжает развиваться. И этому есть конкретные причины. Раньше вся прибыль, которую зарабатывало государство, в основном уходила на Запад. Между тем инвестиции — основная движущая сила экономики. Если до 2022 года прибыль под разным углом выводилась на иностранные счета в валюте, то после введения санкций деньги от крупнейших компаний остались в стране. То есть фактически санкции, инициированные Западом, способствовали улучшению инвестиционного климата в России.
Много лет президент РФ Владимир Путин говорил всем крупным компаниям и частным предпринимателям: "Захлебнётесь пыль глотать, бегая по судам, чтобы их разблокировать!" И вот предсказания о том, что российский бизнес на Западе будет "глотать пыль" в попытке спасти свои деньги, сбылись. А за эти 2 года удалось сделать то, что не получалось десятилетиями. Поэтому сейчас российская экономика активно развивается.
Владимир Хильченко, президент ХК "СОЗВЕЗДИЕ ВОДОЛЕЯ"
Как кредитно–денежная политика Центробанка РФ реально влияет на жизнь бизнеса?
— Для меня, как представителя реального сектора, все решения Центрального банка — это действия, направленные на ограничение развития. Фактически мы видим, что ЦБ работает не в интересах российского государства. Можно сказать, что это олицетворение той самой "пятой колонны", которая не даёт развиваться нашим промышленным предприятиям. На мой взгляд, разговоры об инфляции, на которые ссылаются в ЦБ, не выдерживают никакой критики.
Сейчас ставка держится на уровне 21% и, очевидно, будет расти. Какой процент был бы комфортен для бизнеса?
— Сегодня любая ставка, превышающая 5%, — по определению заградительная. Почему именно 5%? Для любого стабильно работающего предприятия, которое ведёт нормальную деятельность, это тот процент прибыли, который реально можно заработать. В ситуации, когда есть кредит под процент, который варьируется сейчас в банках от 15 до 35%, само ведение бизнеса становится бессмысленно. Сейчас мы видим, что большинство предприятий оказываются загнанными в западню: нужно развиваться, покупать оборудование, но средств не хватает, а кредит неминуемо ведёт к банкротству. В какой–то момент организация начинает работать на банк, попадая в кредитную яму. По сути это скрытая форма рейдерского захвата любого бизнеса. А откуда брать инвестиции, как выживать? При нынешних требованиях компания будет всегда оставаться нерентабельной: всё, что она заработает, нужно отдавать на погашение кредита и налогов. В то же время необходимо вкладываться в дальнейшее развитие. Недостаточно просто снизить ставку — надо глобально пересмотреть подход к кредитованию и дать реальному сектору возможность развиваться.
И, учитывая такие жёсткие условия для бизнеса, какие есть стратегические пути для его роста?
— Во–первых, требуется реформа денежно–кредитной политики, начиная с ключевой ставки ЦБ, заканчивая выдачей кредитов в банках. Во–вторых, стоит пересмотреть налоговую политику и задуматься о концепции новой экономической политики, своего рода "НЭП 2.0".
Если налоговая ставка снижается, то нужно думать об укреплении рубля…
— Безусловно, рубль нужно укреплять, но для этого вначале стоит пересмотреть политику ЦБ РФ. Надо понимать, что рубль сегодня по–прежнему остаётся зависимым от доллара. Больше половины товара продаётся на основных мировых рынках за доллар. Один из возможных вариантов — создание альтернативной валюты.
Каким вам видится развитие отношений между государством и бизнесом в ближайшие годы?
— Я считаю, всем госструктурам следует повернуться к бизнесу лицом. А чтобы это произошло, нужно инициировать изменения в законы, регламентирующие предпринимательство. Они должны быть направлены на развитие бизнеса. Тогда и благосостояние народа будет расти. Потому что чем больше зарабатывает реальный сектор, тем больше рабочих мест он может дать и тем лучше условия для сотрудников.