Законодательное собрание 6 ноября во втором чтении рассмотрит поправки в бюджет Петербурга на 2024 год. С момента первого чтения в октябре расходы выросли на 4,8 млрд рублей.
Осенняя корректировка городской казны — стандартная для бюджетного процесса практика. По сравнению с первоначально утверждённым в конце минувшего года бюджетом и с планами в сентябре текущего поправки предполагали увеличение доходной и расходной части на одинаковую сумму — 54,6 млрд рублей. Исходя из этих значений дефицит бюджета должен был составить 157,8 млрд.
Между первым и вторым чтением цифры изменились. Доходная часть сократилась на 71 млн рублей, до 1,234 трлн, расходная, напротив, увеличилась на 4,8 млрд, с 1,392 трлн до 1,397 трлн. Таким образом, дефицит текущего года, если поправки будут приняты, увеличится до 162,64 млрд рублей (+3% к нынешней редакции).
В корректировке доходов дополнительно на 54,6 млрд более половины (55%) обеспечили процентные выплаты. Как ранее неоднократно подчёркивали в Комфине, незапланированные сверхдоходы образуются благодаря грамотному управлению временно свободными средствами городской казны. Прежде всего это депозиты в коммерческих банках. Так, 30 октября город разместил 20 млрд рублей под 24,65% годовых. Для сравнения: по данным Банка России, максимальная ставка для физических лиц по вкладам в конце октября достигала 20,17% годовых.
В пояснительной записке к законопроекту о корректировке бюджета отмечается, что на финансовых операциях с временно свободными средствами Петербург в 2024 году дополнительно получит 30,3 млрд рублей, что в 5,9 раза больше первоначальных ожиданий. При этом чиновники, скорее всего, вновь осторожны в прогнозах и занижают эту цифру.
По итогам первого полугодия город уже получил от депозитов 23 млрд рублей. В начале августа в Комфине прогнозировали годовой доход на уровне не менее 45 млрд. С июля ключевая ставка повышалась уже дважды, с 18 до 21% годовых. Поэтому финальная сумма сверхдохода должна оказаться ещё выше. За весь 2023 год, как ранее писал "ДП", за счёт депозитов город заработал дополнительные 34,37 млрд.
Другими источниками для пересмотра доходов–2024 стали рост получаемого НДФЛ (+53,9 млрд, или 11,7% к утверждённому бюджету) и налогов на совокупный доход, который в том числе выплачивают самозанятые и трудовые мигранты (+20,2 млрд, или +24,9%). В качестве обоснования приводятся факты превышения фактических темпов роста средней начисленной заработной платы над запланированными.
Доходов могло оказаться больше, если бы не печальный минус. В бюджете предлагается сократить поступления по налогу на прибыль (–68,9 млрд, что составляет –17% к утверждённому бюджету). Причина стала традиционной — негативная динамика платежей от бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков.
Дополнительные расходы будут направлены в основном на социальную сферу. Более 70% из 59,4 млрд пойдёт на различные выплаты и пособия, треть — на расширение адресной инвестиционной программы (+7% от ранее утверждённой программы, всего 234 млрд).
Фонд заработной платы работников бюджетных учреждений будет повышен на 6,9 млрд, объём выплат на улучшение жилищных условий многодетных семей и семей с детьми–инвалидами — на 3,5 млрд, расходы на бесплатные медикаменты — на 1,7 млрд, субвенции Социальному фонду на выплату пособий в связи с рождением и воспитанием ребёнка — на 1,4 млрд.
Примечательно, что отдельной расходной строкой в бюджете–2024 указана реализация проекта "Серебряный возраст". По нему предполагается увеличить затраты в текущем году на 0,5 млрд рублей. Анонсированный 1 сентября проект предполагает посещение лицами старшего возраста городских музеев за 1 рубль при условии оформления ими Единой карты петербуржца.
В 2025 году ожидается расширение "музейного" списка до культурно–досуговых заведений федерального подчинения, а также оказание поддержки в образовании, медицине и спорта.
Вместе с тем пока бюджет–2024 исполняется с профицитом (121 млрд рублей на 1 ноября). Это позволило государственному долгу Петербурга сократиться — с 88,1 млрд рублей на начало 2024–го до 83,5 млрд.