Объём рынка стройматериалов, инструментов, мебели и товаров для дома и сада к 2028 году вырастет до 14,7 трлн рублей при нынешнем объёме 6,8 трлн рублей, спрогнозировали аналитики INFOLine в ходе профильной бизнес–конференции, организованной компанией "ВсеИнструменты.ру".
Глава агентства Михаил Бурмистров связывает потенциал рынка с большим объёмом ввода складов (более 5 млн м2 в 2024 году). Это должно способствовать увеличению потребности в инструментах и материалах.
Эксперт также считает, что высокая ключевая ставка, негативно влияющая на темпы ипотечного кредитования, рано или поздно начнёт снижаться, что приведёт к дополнительному всплеску потребительской активности.
Росту рынка DIY–товаров также будет способствовать возрастающий объём введённых в эксплуатацию жилых и нежилых помещений. В свою очередь основой для увеличения этого показателя станет рост промышленного производства. Это означает дополнительный спрос на ремонт и обслуживание строительного оборудования, а также на расходные и отделочные материалы.
Звучит реалистично
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев считает, что более чем двукратный рост объёма рынка DIY за 3 года — вполне достижимый показатель. Он указывает на сохраняющиеся более 2 лет двузначные темпы роста спроса на DIY–товары для конечных потребителей, в частности для ухода за дачными домами и участками. Это также влияет на общую динамику продаж в этом сегменте непродовольственной розницы.
В стоимостном объёме на рынок DIY неминуемо повлияет индексация цен, как оптовых, так и розничных. По прогнозу Банка России, годовая инфляция в 2024 году составит 6,5–7%.
Генеральному директору исследовательской компании NeoAnalytics MSc in Social Management Ольге Луцевой–Эр прогнозы по объёмам рынка в 2028 году тоже кажутся вполне реалистичными.
“
"Динамика рынка в стоимостном показателе будет более интенсивной по сравнению с натуральным индикатором. На стоимость строительных материалов повлияют разные факторы: инфляция цен на сырьё, из которого изготавливается продукция, расходы на перестроение логистических маршрутов, энергозатраты при производстве", — добавила эксперт.
Стройка подгоняет
По словам Михаила Бурмистрова, сейчас наблюдаются опережающие темпы роста рынка в сегменте b2b.
“
"Среднегодовые темпы роста в этой категории составили 13,4% с 2018 года при показателе 5% в b2c. Это привело к росту общей доли b2b–сегмента до 45% в структуре российского DIY–рынка. Он в том числе обусловлен более частым привлечением профессиональных строительных бригад к выполнению ремонтных работ в жилых помещениях — за 4 года доля переданных покупателям квартир с отделкой выросла с 45 до 58%. Такая динамика дополнительно способствует росту спроса на профессиональное оборудование и стройматериалы", — комментирует Бурмистров.
На рынке b2b основным драйвером традиционно является жилищное строительство. В сегменте многоквартирных домов сейчас наблюдается замедление, связанное с ужесточением банковской кредитной политики и снижением доступности ипотеки. В то же время в сегменте коммерческой недвижимости наблюдается рост строительства складских комплексов.
К объективным факторам, способствующим росту спроса на строительные и отделочные материалы в b2b, эксперты относят активное развитие гостиничной и ресторанной инфраструктуры на фоне роста турпотока внутри страны.
“
"Петербург как один из ключевых туристических центров в стране также влияет на гостиничный и ресторанный ландшафт и выступает крупным потребителем стройматериалов в b2b–сегменте", — подчеркнул Игорь Караваев.
Не вставая с дивана
В общий рост рынка, по прогнозам INFOLine, внесёт свою лепту увеличение доли онлайн–продаж. Среднегодовые темпы роста сегмента составят 24% в ближайшие 4 года.
Если оценивать потребительские привычки в целом, то стоит отметить, что, по данным исследования "Ромир", в городах–миллионниках доля покупателей, которые используют как магазины в офлайн, так и онлайн–площадки, составляет 83%. В городах с населением от 10 тыс. до 100 тыс. человек — 77%. За последние 5 лет в России доля покупателей, которые приобретают товары повседневного спроса только в офлайн–магазинах, сократилось с 65,8 до 18,5%.
Наиболее чувствительным фактором при выборе канала покупки оказывается цена, ведь покупатель сравнивает её в онлайне и офлайне и иногда решает пойти в магазин, если стоимость доставки оказывается для него слишком высока.
В категории DIY онлайн–продажи растут. Например, в пресс–службе Wildberries рассказали, что по стройматериалам в январе–сентябре они увеличились в Петербурге на 121% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, хорошую динамику показали такие категории, как садовая техника (+136%), садовые инструменты (+96%).
“
"Один из ключевых трендов последних 2 лет: пользователи всё чаще приобретают онлайн более сложные категории товаров, которые раньше реже покупали на маркетплейсах. Например, то, что необходимо для строительства и ремонта. Так, за период с января по октябрь этого года рост спроса в категории DIY на Ozon в Петербурге составил 83% год к году в стоимостном выражении", — поделились в Ozon.
По данным компании, лидерами по динамике увеличения продаж в городе стали стройматериалы (+172%), напольные покрытия (+120%), крупногабаритная сантехника (+92%).
Кроме изменения потребительских привычек росту популярности DIY–товаров способствует увеличение количества продавцов на маркетплейсе.По оценке компании "Лемана ПРО", в прошлом году доля онлайн–продаж на рынке товаров для дома составляла уже более 30%, а в ближайшие 2–3 года она перешагнёт рубеж 50%.
"Доля онлайн–продаж в нашей компании ежегодно увеличивается на 10–15%, и этот тренд набирает силу. Тем не менее офлайн–формат сохраняет свою важность, так как многие клиенты предпочитают увидеть товар воочию, особенно при покупке дорогих или декоративных товаров, а также получить консультацию от эксперта. Примерно 60% наших клиентов начинают свой путь с наших онлайн–площадок, а завершают в офлайн–магазине", — отметил региональный директор "Лемана ПРО" Магомет Тохчуков.
По оценке экспертов сети, по итогам 2024 года ожидается умеренный рост рынка товаров для дома — в диапазоне 7–9% в рублёвом выражении.