Продавцы и производители одежды массово жалуются на проблемы, возникающие при введении обязательной маркировки товаров. Некоторых это может спровоцировать к переходу на серые схемы ведения бизнеса.
Новый этап маркировки изделий лёгкой промышленности стартует в марте 2025 года. Теперь уникальные метки нужно будет наносить на майки, чулки, детскую одежду, купальники и т. д.
Время подготовиться ещё есть. Но петербургские производители и продавцы одежды уже сейчас заявляют, что работа с маркировкой для них крайне затруднительна и влечёт дополнительные затраты.
Для обсуждения этих проблем была создана рабочая группа по вопросам обязательной маркировки товаров средствами идентификации и прослеживания при постоянной комиссии Законодательного собрания Петербурга по промышленности, экономике и предпринимательству. Её председатель депутат Наталия Астахова на первом же заседании упомянула о многочисленных обращениях малого бизнеса с жалобами на то, что рост накладных расходов практически делает работу предприятий убыточной.
Цель не оправдала средств
Против борьбы с контрафактом и улучшения прослеживаемости товаров предприниматели ничего не имеют. Однако они указывают на несоразмерность средств, которые требуются для достижения этих целей.
Сама марка стоит недорого. Однако бизнес несёт дополнительные затраты на покупку оборудования для работы с ней. В среднем это 45–50 тыс. рублей, у некоторых траты достигают 70 тыс. и даже более 100 тыс. рублей.
“
"Если мы говорим о небольшом отделе на рынке, то для него это огромная сумма. К тому же не вполне понятно, зачем добавлять маркировку, если на этикетке и так есть информация о товаре. Но самое сложное — это техническая часть, заполнение карточек товара. Для этого требуется IT–специалист", — описала проблему председатель РОО "Содействие малому бизнесу" Янина Тихонова–Гришина.
Директор Союза производителей изделий лёгкой промышленности Светлана Молчанова высказала обеспокоенность тем, что, после того как предприятия зарегистрируются в системе "Честный знак", начнутся глобальные проверки производителей на предмет того, действительно ли маркированные изделия производятся в России. Молчанова отметила, что представители мелкой розницы нередко ввозят товар из дальнего и ближнего зарубежья и регистрируют его как якобы произведённый в России. Предприниматели вынуждены так поступать, поскольку иначе торговать будет нечем.
Собственник сетей магазинов детской одежды и обуви "Весёлый свитер" и "LOVEлики" Любовь Зенкова отметила в беседе с "ДП", что товары от российских производителей продаются хуже, чем импортные, и стоят при этом дороже. Но иностранные производства не озабочены маркировкой.
“
"Я на сегодня остановила все закупки, потому что нашла только одну фирму, торгующую маркированным турецким товаром. Узбекистан до недавнего момента и думать об этом не хотел", — говорит она. В этой ситуации ещё острее встаёт вопрос конкуренции малого бизнеса с маркетплейсами.
У нас отмена
У бизнеса накопилось большое количество остатков товара. У тех, кто владеет 1–7 точками, на балансе находится от 5 тыс. до 45 тыс. единиц остатков. И все они должны быть промаркированы до 1 августа 2025 года, иначе попадут под запрет реализации.
“
"В лёгкой промышленности одна блузка может быть в шести размерах и трёх цветах. Для этого в итоге нужно 18 отдельных карточек товара. На создание каждой карточки требуется 15–30 минут уверенному пользователю ПК. Учитывая количество остатков, потребуются колоссальные временные затраты", — констатирует предприниматель Ирина Валерианова.
Генеральный директор розничной сети женской деловой одежды российских производителей "Бизнес Стиль" Алексей Зажигин, сославшись на свой многолетний опыт работы техническим специалистом, отметил, что даже для него вариант, чтобы предприниматель самостоятельно налаживал маркировку и всю систему онлайн–касс, выглядит невозможным. Возникает неприятный парадокс — бизнесу может оказаться проще и выгоднее работать в серой зоне. Во всяком случае это убережёт от лишних проверок и штрафов.
Директор ООО "ЛедиШарм" Ирина Миронова проиллюстрировала возникающие проблемы на конкретном примере. Один из продавцов, которому компания поставила товар, продал его. Но через неделю покупатель решил вернуть покупку, что разрешает закон о защите прав потребителей. Магазин провёл возврат по документам, и в системе вроде бы всё отражалось верно. Однако когда позднее этот же товар продавали другому покупателю, оказалось, что в "Честном знаке" возврат не отразился. В результате продавец попал под подозрение в двойной продаже.
Кстати, в подобных ситуациях покупатель имеет право приносить товар без марки с QR–кодом, что дополнительно осложняет процедуру оформления возврата. Некоторые представители бизнеса уже сейчас, отпуская товар, просят покупателя сохранять марку — на всякий пожарный. Есть и сугубо бытовые сложности. Например, иногда во время примерок в магазинах марки с QR–кодом отрываются и теряются. Любой такой случай может быть зафиксирован системой как "индикатор риска", и вполне добросовестный продавец окажется под подозрением в нечестном ведении дел.
"ДП" обратился за комментариями в пресс–службу ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки "Честный знак").
“
"Чтобы при большом разнообразии товаров производителям было легче использовать систему маркировки, было создано специальное ПО “Маркировка. Просто”, объединяющее заказ кодов маркировки, печать этикеток и ввод товаров в оборот. Также предприниматели могут использовать мобильное приложение “Честный знак. Бизнес”", — ответили там.
Также в ЦРПТ говорят, что создан онлайн–мониторинг работы системы "Честный знак" — "Пульс маркировки". Данные в этой системе доступны в режиме реального времени.
"Мониторингом не было зафиксировано никаких сбоев в системе, а техническая поддержка постоянно находится на связи", — утверждают в пресс–службе.
Индикаторы риска
В Управлении Роспотребнадзора по Петербургу говорят, что проверочные мероприятия начинают только при повторном срабатывании "индикатора риска". При первичном контролируемым лицам лишь выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
“
"За период с сентября 2023 года по настоящее время проведено всего девять контрольно–проверочных мероприятий, и в них были охвачены 50 сработавших случаев “индикаторов риска”. Проинспектировано было более 70 тыс. единиц лёгкой промышленности, и в 50% из них действительно была продукция, не соответствующая обязательным требованиям, в том числе с отсутствием маркировки, товаросопроводительных документов. По результатам данных нарушений были приняты меры административного воздействия в соответствии с КоАП РФ. Продукция, не соответствующая обязательным требованиям, изъята из оборота, материалы дел направлены в судебные органы для принятия решений. Всего за период с сентября 2023–го по настоящее время сработало 525 “индикаторов риска”, из них треть приходится на лёгкую промышленность и треть на табачные изделия", — рассказала заместитель руководителя управления Елена Смирнова.
По итогам обсуждения Наталия Астахова предложила всем участникам сформулировать свои предложения по внесению изменений в федеральное законодательство. Представители бизнеса в основном говорят о необходимости не расширять списки товаров лёгкой промышленности, подверженных маркировке. А также разработать систему компенсации расходов и закрепить законодательно, когда покупатель имеет право вернуть товар и как оформить это технически.
Обязательная маркировка товаров лёгкой промышленности поэтапно вводилась с 1 января 2021 года. По данным ЦРПТ, легальная часть рынка за это время выросла на 33%, а бюджет только с 2019 по 2023 год дополнительно получил 80 млрд рублей. В Петербурге за октябрь зарегистрировалось 285 новых участников, было заказано более 500 тыс. кодов маркировки.