"Вилаш–комбинат шампанских вин" отбился от иска ООО "Союз–вино", виноделов из Краснодарского края. Выигрыш позволит ему продавать вино в банках.
В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти "Союз–вино" потребовало запретить ООО "Вилаш–комбинат шампанских вин" производство игристого вина под торговой маркой Charmant La Fee. Комбинат выпускает линейку таких вин в алюминиевых банках. Название размещено на цветном фоне с геометрическими фигурами и стилизованной фигуркой феи.
По версии южан, эта продукция нарушает права "Союз–вина" на его товарный знак, представляющий собой цветной фон с геометрическими фигурами. Истец выпускает игристое вино в банках под брендом La Petite Perle (Perle — по–французски "жемчужина"). Само название не зарегистрировано в качестве бренда.
По сути претензии "Союз–вина" сводятся к схожести до степени смешения "фейских" вин комбината с продукцией истца. Следует отметить, что "Вилаш–КШВ" зарегистрировал права на товарные знаки, под которыми продвигает на рынке игристое вино.
Истец просил суд обязать "Вилаш–КШВ" уничтожить всю продукцию под брендом Charmant La Fee и взыскать с комбината 5 млн рублей компенсации.
"ДП" направил в "Вилаш–КШВ" и "Союз–вино" запросы.
В суде "Вилаш" не признал нарушений. Более того, он представил соцопрос, подтверждающий его позицию: продукция виноделов не смешивается в глазах потребителя.
В итоге арбитраж отклонил иск "Союз–вина".
“
"Истец практически голословно заявляет о нарушении его прав на товарный знак, не представляя каких–либо заключений и мнений на представленный ответчиком опрос потребителей, — говорит старший юрист IP–практики адвокатского бюро Nordic Star Вера Зотова. — Учитывая наличие регистрации товарных знаков ответчика, позиция истца изначально была слабой".
По словам руководителя юридического консалтинга IP–Lawyer Екатерины Смирновой, дело интересно тем, что наглядно демонстрирует: правообладателям зачастую не удаётся зарегистрировать обозначение в том виде, в каком оно в действительности используется. Бизнес регистрирует видоизменённые обозначения как товарные знаки.
"Когда же дело доходит до защиты товаров или услуг от копирования или смешения, остаётся ссылаться только на товарный знак, который зарегистрирован, — говорит Екатерина Смирнова. — Поскольку в действительности зарегистрированный товарный знак не используется, то в защите суды отказывают. Важно регистрировать именно то обозначение, которое используется".
По данным Роскачества, в 2022 году доля вин в алюминии в общем объёме производства российского игристого составила 5,16%, что в 3,7 раза больше, чем в 2021–м.
“
"Несмотря на отсутствие официальных данных за 2023–2024 годы, можно уверенно утверждать: доля шампанских и игристых вин в банках составляет порядка 6–6,5% от общего объёма производства российских шампанских и игристых вин", — говорит руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский.
В первую очередь вино в банках обходится производителю дешевле, нежели в стеклянной таре, отмечает член Гильдии маркетологов, гендиректор консалтинговой компании "Лаборатория трендов" Елена Пономарёва. "Соответственно, полочная цена такого напитка будет более доступной для потребителя", — говорит эксперт.
В перспективе доля игристого вина в банках в объёмах продаж будет расти, пусть и не взрывным образом, прогнозирует Елена Пономарёва.