На маркетплейсах взбунтовались против продажи товаров по акциям без спроса

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Продавцы недовольны, что маркетплейсы включают их товары в автоматические акции. Ведь Продажи с большими скидками для селлеров оборачиваются убытками. Сами площадки, впрочем, уверяют, что от участия в акциях можно легко отказаться.

На днях член общественного совета при ФАС Алексей Кожевников обратился к главе ведомства Максиму Шаскольскому с просьбой проверить автоакции маркетплейсов, вводящие за счёт продавца скидки на плохо продаваемые товары.
По данным "Коммерсанта", автоакции с конца весны — начала лета этого года начали внедрять Ozon и Wildberries. Первое время участие в них было добровольным, продавцы могли сами выбрать, на какие товары делать скидки. С осени политика маркетплейсов изменилась, товары стали включать в автоакции по умолчанию, а продавцы в течение короткого срока должны уведомить маркетплейсы о нежелании в них участвовать.
В пресс–службе ФАС "ДП" сообщили, что обращение Кожевникова поступило и будет рассмотрено в установленном порядке.
Как сказал "ДП" петербургский предприниматель Руслан Брилевский (он продаёт на Wildberries обувь и одежду), на маркетплейсе сейчас практически каждая акция — автоматическая, меняются они еженедельно или раз в 2 недели.
"Цель коммерческой организации — зарабатывать деньги, поэтому мы устанавливаем цены таким образом, чтобы не продавать в убыток. Акции предполагают снижение цен, если же в них не участвовать — падают продажи, плюс маркетплейс начинает показывать покупателям больше товаров других селлеров, согласившихся участвовать в акции. Акционные кампании дают подъём продаж на 3–4 дня, затем всё возвращается на прежний уровень", — рассказал Брилевский.
Ещё одна петербургская предпринимательница поделилась с "ДП", что для неё в своё время акции на маркетплейсах стали одной из причин ухода с онлайн–площадок.

Хочешь денег — умей торговать

Ведущий проджект–менеджер торгового направления MPSTATS Александра Емелина отметила, что площадками предусмотрен такой функционал, как автоакции, при этом условия добавления товаров в такое предложение могут отличаться. Преимущества для маркетплейсов заключаются в том, что они могут освободить места на складах, а также способствовать увеличению оборачиваемости, стимулируя спрос самым выгодным предложением по цене.
"Продавцов, как правило, акции приводят к убыткам. Однако многое зависит от специфики товаров и unit–экономики. Я не считаю, что из–за акций стоит отказываться от сотрудничества с площадкой. Опытные селлеры всегда следят за ценой, скоростью оборачиваемости, долей рекламных расходов, распределением товаров на складах и другими показателями. Если намерения маркетплейса не соответствуют их планам, они не допускают регулярного включения своего товара в автоакции", — прокомментировала Александра Емелина.
По её мнению, подобный механизм для торговых площадок необходим: многие продавцы "на авось" загружают свои товары на склады и после этого не занимаются их продвижением. В результате товар лежит на складе, его никто не видит и не покупает.
Юристы, рассуждая о возможности судебных разбирательств между селлерами и маркетплейсами, отмечают, что ситуацию необязательно доводить до спора, если условия договора окажутся рабочими.
"Учитывая, что договор сложный по правовой квалификации, так как содержит элементы различных договоров, возможно, вопрос обжалования потребует дополнительных затрат времени и денег. Судя по всему, продавцы нечасто предъявляют претензии к маркетплейсам в суде из–за автоакций, в АС Москвы нашли только одно дело, суть которого связана была именно с участием товара в автоакции. Тогда суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске", — отметила партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Дарья Филина.

Неликвиду здесь не место

Как сообщил "ДП" президент Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Артём Соколов, вопросы по автодобавлению товаров в акции обсуждались на Комиссии по саморегулированию при Минпромторге с участием ФАС. Эта тема — давняя и в целом касается механизма реализации стоков — например, товаров с низкой оборачиваемостью.
"В отличие от бесконечной товарной полки в интернете, складские помещения, как физические объекты, имеют ограничения: когда склад забит неликвидными товарами, на нём не остаётся места для другой продукции, которая востребована у потребителей. Особенно остро проблема затоваривания складов встаёт в сезон высокого спроса. Уведомление об автодобавлении в акцию селлеры всегда получают заранее на почту и в личный кабинет, и исключить из распродажи товар можно, убрав нужную галочку", — подчеркнул эксперт.
По его словам, площадки достаточно давно создали дополнительный функционал для селлеров — так, в личном кабинете им доступна возможность указать товары, которые могут участвовать в акциях, и позиции с запретом на любую распродажу. Кроме того, можно указать минимальную цену, за которую стоит реализовывать товар. При автодобавлении в акцию его стоимость не опустится ниже этого значения.
Артём Соколов также считает, что участие в распродажах помогает продавцам получать более высокие позиции в поиске и каталоге, что влияет на рост оборота.

Хотели как лучше

Представители маркетплейсов также поделились с "ДП" своим взглядом на ситуацию. В Ozon, в частности, подтвердили, что заранее предупреждают продавцов об автодобавлении их товаров в акцию, при этом селлер может исключить свои товары из акции в любой момент. Если в личном кабинете продавца установлена минимальная цена на товар, то при автодобавлении в акцию стоимость товара с учётом скидки не опустится ниже этого значения.
"Участие в распродажах помогает продавцам получить более высокие позиции в поиске и каталоге. Кроме того, мы инвестируем в продвижение крупных распродаж, что также поддерживает высокий уровень продаж товаров предпринимателей. Для покупателей это возможность приобрести нужные товары по более выгодным ценам", — говорят в компании.
В Wildberries добавили, что на товары под акцией распространяются все преимущества акций и распродаж. На маркетплейсе недавно доработали механизм автоакций и предоставили продавцу возможность заранее установить минимальную цену на товары: если рассчитанная акционная цена будет ниже минимальной цены продавца, то скидки в рамках автоакции на такие товары не будут установлены, заверили в пресс–службе.
"Также мы добавили возможность блокировки участия товаров в автоакциях. Это решение позволит продавцам ограничить участие отдельной продукции в акционных предложениях, если они считают, что это не соответствует их стратегии продаж", — поделились там. То же самое по поводу автоакций говорят представители Ассоциации цифровых платформ, в очередной раз добавляя, что онлайн–площадки заранее предупреждают продавца о начале акции и участие в ней не является принудительным.
Руслан Брилевский при этом отмечает: до недавнего времени блокировки товаров от автоакции действовали 30 дней, в течение этого времени товар не получалось добавить в другую акцию, если она была интересной и проходящей. Впрочем, есть вероятность, что опция так работает временно.
"Сейчас период ноябрьских скидок и акций, мы в них участвуем — таковы условия маркетплейса, если этого не делать, продаж вообще не будет. У нас кожаная обувь, которая стоит 3–5 тыс. рублей, наценка невысока, поэтому с каждой акции нужно очень внимательно просчитывать доходы и скидки, поскольку уйти в убыток легко", — подытожил предприниматель.