Парадоксально, но главными покупателями виниловых пластинок стали молодые люди, дети цифровой эпохи. Покупают винил они не только ради музыки, но и для демонстрации хорошего вкуса и принадлежности к узкому кругу настоящих меломанов.
Поставить пластинку — это не просто нажать кнопку на телефоне, это целый ритуал. Он включает комплекс тактильных и визуальных ощущений. Сначала нужно плавно извлечь винил из конверта, аккуратно держа пластинку за края, чтобы случайно не поцарапать и не испачкать. Затем установить её на диск проигрывателя и очень деликатно разместить иглу над стартовыми бороздками пластинки.
Наступает главный момент. Сначала будут слышны тихие потрескивания, щелчки, а потом зазвучит музыка. Громко или тихо, тут уж кому как нравится — зависит как от самой музыки, так и от ситуации, в которой она играет.
Отдельное удовольствие — рассматривать оформление винила и конверта. Изображение на обложке часто имеет свою художественную ценность.
Ну и конечно, звук — ценители музыки считают, что никакая цифра так не передаёт звучание музыки, как виниловая пластинка.
Поэтому, несмотря на доступность музыки, за пластинки готовы платить много и выделять целые шкафы под коллекцию виниловых дисков.
Где можно купить пластинки
"Яндекс Карты" по состоянию на конец октября показывали в Петербурге 34 магазина виниловых пластинок и CD–дисков. За последний год число таких организаций выросло незначительно. В пресс–службе сервиса рассказали, что на конец 2023 года в Северной столице насчитывались 32 организации, продающие аналоговые носители. Однако спрос на виниловые пластинки с каждым годом увеличивается.
По данным американской Ассоциации звукозаписывающих компаний, продажи винила в США растут 16 лет подряд. В 2022 году пластинки обеспечили более 70% всех доходов от продаж музыки на физических носителях в Соединённых Штатах.
В России виниловый ренессанс продолжается уже несколько лет. Как писал РБК, в 2022 году продажи пластинок увеличились на 51% по сравнению с предыдущим годом и в 4 раза по отношению к 2020–му.
Директор музыкального салона "Диез" Денис Бердиков связывает увеличение популярности пластинок со всё большим распространением культуры прослушивания музыки на виниле. В последнее время это стало модным. Тренд задают кинематограф и художественная литература, считает эксперт. Как следствие, растёт интерес к виниловой культуре среди молодых людей.
В магазине "Коробка винила" в числе причин растущей популярности пластинок называют наличие большого числа профильных групп в социальных сетях, а также активный выпуск исполнителями лимитированных, эксклюзивных версий.
“
"Свою роль играют и сложности с доставкой иностранной музыки в Россию. У меломанов появляется возможность стать частью комьюнити, в которое для многих доступ сейчас ограничен", — подчёркивают в магазине.
Чаще всего пластинки в российские магазины привозят из Англии, отмечают эксперты. Их и раньше в основном доставляли из Европы, но из–за санкций ситуация на рынке изменилась. Представители "Коробки винила" рассказали, что стали возить виниловые пластинки из Северной Америки. В Nina Record Store привозят продукцию из Голландии.
Какую музыку слушают на виниле
Впрочем, фанаты винила не ограничиваются лишь зарубежными релизами. В "Коробке винила" рассказали о растущей популярности пластинок русскоязычных исполнителей. Рост спроса связан с тем, что многие исполнители, поющие на русском, только недавно стали выпускать винил. Самой популярной в магазине оказалась музыка казахского рэпера Скриптонита. Всего же за 2024 год здесь продали более 10 тыс. виниловых пластинок, уточняют представители магазина.
В свою очередь Денис Бердиков рассказал, что объём продаж магазина "Диез" за 2024 год составил примерно 5 млн рублей.
Помимо музыкальных магазинов пластинки активно продают и на маркетплейсах. По данным Wildberries, за 9 месяцев этого года в Петербурге купили на 28% больше пластинок, чем в прошлом году. Общая же сумма продаж винила выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Самой большой популярностью в Петербурге пользуется "платиновая коллекция" Фрэнка Синатры. На втором месте дебютный альбом Скриптонита "Дом с нормальными явлениями". Закрывает топ–3 пластинка After Hours канадского певца The Weeknd. В топе и уже ставшая чуть ли не классикой музыка "Кино", "Короля и Шута", ABBA, Linkin Park, Lana Del Rey, Рея Чарльза, Адель, Эми Уайнхаус и Адриано Челентано.
Сколько стоит пластинка
В среднем одна пластинка на маркетплейсе стоит 3,1 тыс. рублей, это на 9% дороже, чем в прошлом году. В офлайновых специализированных магазинах в среднем винил обходится дороже. Магазин "Культура" называет среднюю стоимость за альбом — 3,5–4,5 тыс. рублей, "диджейский сегмент" — в пределах 1,5–2,5 тыс. рублей. По данным Nina Record Store, пластинка в среднем стоит 4 тыс. рублей. В "Коробке винила" и "Фонотеке" говорят о вилке цен в 5–7 тыс. рублей.
Эксперты считают, что, несмотря на рост продаж на маркетплейсах, специализированным магазинам опасаться конкуренции со стороны онлайн–платформ не приходится. В Nina Record Store считают, что люди приходят в музыкальные магазины не только ради того, чтобы что–то обязательно купить. Сюда заходят ради атмосферы и обсуждения музыки со специалистами. Часто клиенты покупают записи, со звучанием которых ознакомились только что в магазине. На маркетплейсе так не получится.
“
"Людям нравится трогать то, что они любят слушать", — поясняет представитель магазина.
Кроме того, как отмечают в "Культуре", магазины предлагают покупателю уникальные пластинки, многие из которых существуют чуть ли не в единственном экземпляре. Особенно это важно для коллекционеров, которые, по мнению менеджера по продажам магазина "Фонотека" Армена Чикунова, являются основными покупателями и в большинстве случаев желают приобрести в коллекцию оригинальный или лимитированный альбом. Странно, если уникальная аналоговая вещь будет приобретена не в таком же уникальном аналоговом магазине.
В России построят завод пластинок
Спрос на винил побудил старейший российский лейбл звукозаписи "Фирма Мелодия" вложить 150 млн рублей в строительство собственного завода виниловых пластинок.
Как сообщал "Коммерсант", производство планируют открыть весной следующего года в Новосибирске. Выпуск превысит 100 тыс. пластинок в год.