Объём интернет–торговли в России за 9 месяцев 2024 года вырос на 43% по сравнению с тем же периодом 2023 года и составил 6,2 трлн рублей.
Как отмечается в докладе Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ), 97% всего объёма рынка — это покупки в российских интернет–магазинах и на маркетплейсах. Эксперты сходятся в том, что это не временная тенденция, а устойчивое развитие сегмента, которое будет продолжаться в ближайшие годы.
По словам генерального директора RetailCRM Дмитрия Бороздина, рост интернет–продаж связан с тремя факторами: миграцией трафика из офлайн–магазинов и торговых центров в маркетплейсы, развитием торговли продуктами питания и увеличением спроса в регионах.
“
"В прошлом году, согласно данным Data Insight, рынок вырос на 48%. При этом сегмент маркетплейсов прибавил более 100% по числу заказов, на 6% снизив средний чек. То есть прирост маркетплейсов обогнал прирост рынка в среднем в 2 раза. В этом году тенденция, пусть и в меньшей степени, сохраняется. Есть признаки замедления прироста в маркетплейсах, но пока их вклад в общий рост большой. E–grocery за год прибавил 40–47%, усиливая общее развитие. И здесь нет признаков, что сегмент сбавляет обороты", — объясняет собеседник "ДП".
Значительный рост онлайн–продаж наблюдался в регионах России, что связано с расширением логистической инфраструктуры и улучшением сервисов доставки. Инвестиции в развитие пунктов выдачи заказов и складских помещений способствовали увеличению доступности онлайн–покупок для жителей даже самых отдалённых регионов.
Генеральный директор "Лаборатории трендов" Елена Пономарёва отмечает, что растёт не только количество пунктов выдачи товаров, но и ассортимент маркетплейсов — там можно найти практически всё. По её словам, у интернет–торговли сейчас наблюдается устойчивый рост, который будет стабильно сохраняться достаточно долгое время. Интернет–магазинами стали активнее пользоваться даже убеждённые консерваторы, понимая, что это удобно и доступно.
“
"Около 70–80% всего рынка онлайн–ретейла можно отнести к маркетплейсам. Доля онлайн–магазинов некоторых брендов будет сохраняться в силу специфики товаров, которыми они торгуют (например, где требуется лицензия и др.). А также в связи с региональной спецификой (например, доставка от региональных производителей)", — комментирует академический руководитель программы "Электронный бизнес и цифровые инновации" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Комаров.
Согласно опросу RetailCRM среди потребителей, полностью отказались от покупок в независимых каналах только 12% респондентов.
"О том, что интернет–магазины успешно конкурируют с маркетплейсами, свидетельствует и увеличение выручки у пользователей RetailCRM — за год она выросла на 50,3%", — резюмирует Дмитрий Бороздин.