Петербургские компании стали осторожнее подходить к подаркам на Новый год

Автор фото: архив "ДП"
Подарки партнёрам по бизнесу дарят около 77% российских компаний, а сотрудникам — 30%.
Как выяснили аналитики сервиса hh.ru и сети "Золотое яблоко", самым популярным подарком для сотрудников оказались подарочные карты или сертификаты. Их получали от своих компаний 43% участников опроса, и две трети считают это отличным вариантом.
Также в топ–3 желанных подарков попали электроника, товары для дома, одежда и брендированная продукция.

Какие подарки дарят сотрудникам на Новый год

Согласно исследованию hh.ru, для компаний оптимальная стоимость подарка работнику — 1–3 тыс. рублей. Об этом рассказал 41% опрошенных работодателей. 27% респондентов хотят уложиться в сумму до 1 тыс. рублей, 15% готовы потратить до 5 тыс., а 8% — до 10 тыс. рублей. Только 3% опрошенных представителей бизнеса готовы выделить на подарок больше 10 тыс.
Большинство опрошенных предпринимателей планируют преподнести сотрудникам подарочные карты и сертификаты — так ответил каждый второй. В 39% компаний работники получат брендированные подарки, приуроченные к Новому году. 35% респондентов подарят корпоративный мерч, а 25% — одежду. Также в подарки от некоторых компаний войдут деликатесы, товары для дома и электроника.
Брендированную продукцию сотрудникам дарят часто, и она весьма разнообразна: ежедневники, пауэрбанки, календари. Также популярны подарки, прямо связанные с праздником, — ёлочные игрушки, новогодние композиции, свечи, шампанское.
"В последние годы есть тренд на экоподарки и благотворительность. Например, мы к Новому году делаем взнос в пользу благотворительного проекта “Наивно? Очень” и выпускаем совместный календарь. Его мы и дарим партнёрам. Если даритель знает предпочтения своего адресата, то подарок может иметь более личный характер. Но на уровне компании это обычно какие–то стандартные варианты", — рассказала "ДП" генеральный директор агентства "КРОС" Екатерина Мовсесян.
Однако некоторые компании стали отказываться от новогодних подарков для сотрудников в пользу увеличения бюджета на проведение общего корпоративного праздника, отмечает маркетолог IBC Corporate Travel Юлия Малецкая. Зато широко распространилась игра "Тайный Санта" или "Тайный Дед Мороз", когда сотрудники анонимно обмениваются подарками на заранее обговорённую сумму. Вручение происходит на корпоративном событии. В итоге атмосфера праздника поддерживается со стороны компании организацией мероприятия, а со стороны коллег — обменом подарками.

Что компании дарят партнёрам

В компании "Юнилевер Русь" разработали и внедрили систему правил для сотрудников по направлениям деятельности. Одно из них — "Политика о противодействии коррупции". Правила по предоставлению и принятию подарков и приглашений на деловые обеды или развлекательные мероприятия — часть этой программы.
"Подарки и приглашения обладают повышенным уровнем коррупционного риска, так как при несоблюдении стандартов очень легко становятся инструментом ненадлежащего влияния и провоцируют конфликты интересов. Наши сотрудники проходят обучение по стандартам и лимитам в отношении подарков и приглашений", — рассказала "ДП" руководитель направления по соблюдению деловой этики и корпоративной безопасности "Юнилевер Русь" Арина Сергиевская.
По её словам, сотрудники должны понимать, что подарки при определённых условиях могут быть признаны частью взятки, что грозит уголовным преследованием и ответственностью. В базовых правилах отмечается, что дарить и принимать подарки допустимо на публичные праздники — например, на Новый год, 8 Марта, 23 Февраля и т. д. На деловых встречах и переговорах можно вручать сувенирную продукцию компании.
"Подарки партнёрам по бизнесу — это знак внимания, благодарности, поэтому для нас очень важно, что, как и когда дарить. В бизнес–среде принято дарить сувенирную продукцию, брендированные календари, ежедневники, ручки и т. п. Вручение подарка предполагает повод и личное общение с адресатом. Сувенирная продукция раздаётся после деловых встреч и на праздничных мероприятиях", — отмечает генеральный директор УК "Терра" Юлия Фёдорова.
По её словам, стоимость подарка не так важна, как его суть. Лучше, если подарок будет отражать миссию и ценности компании, а также сферу деятельности.

Какие корпоративные подарки дарить не стоит

Подарки в деловой среде должны быть уместными и соответствовать целям сотрудничества. Их нельзя дарить часто, и они не могут быть предметами роскоши. Следует уделять внимание ситуациям, когда существует риск конфликта интересов, например во время проведения тендера на выбор поставщика. В таких случаях от подарков необходимо отказаться.
Многие компании сейчас отказались от дарения алкоголя и аксессуаров к нему на Новый год.
"Такой знак внимания может обидеть получателя и быть неверно трактован. Например, что партнёр тебя пытается споить для чего–то. Также подарки не должны быть слишком интимными. Вряд ли стоит дарить сертификаты в магазины одежды, в магазины товаров для дома и, конечно, сертификаты в продуктовые. Такие вещи будут абсолютно неуместными, потому что вы можете задеть человека и перейти черту", — объясняет руководитель отдела брендинга и коммуникаций маркетингового агентства Demis Group Анна Махмутова.
В "Юнилевер Русь" установлены стоимостные лимиты на подарки и приглашения. Для соблюдения этических норм предпочтение рекомендуется отдавать брендированной продукции компании. Также нельзя дарить деньги, лотерейные билеты и сертификаты.
В некоторых ситуациях сотрудникам нужно согласовать подарок с непосредственным руководителем и руководителем направления по деловой этике. Это касается случаев, когда стоимость подарка превышает установленные лимиты.
"Одних стандартов и правил мало. Необходимо системно формировать соответствующую культуру. Для этого нужны время и единообразный подход. В бизнесе такая культура формируется давно. Помню, как в качестве подарков менеджеры получали дорогостоящие часы и иные предметы роскоши. Приходилось возвращать. Бывали случаи негативной реакции на возвраты и декларацию своей позиции этичного бизнеса. Постепенно практика стала меняться и всё больше партнёров также следуют стандартам", — добавляет Арина Сергиевская.
По словам директора "Алиди Продвижение" Татьяны Яухман, неуместными можно считать подарки, которые могут быть расценены как попытка подкупа или создание неудобства: дорогостоящие ювелирные изделия, персональные гаджеты высокой стоимости или наличные деньги. Также следует избегать подарков, которые могут затрагивать личные или политические убеждения партнёра, — например, предметов с религиозной символикой.