Перекрыли газ: в Петербурге завершилось банкротство "дочки" Кировского завода

Суд завершил конкурсное производство против бывшего партнёра "Газпрома"
Автор фото: ТАСС

Арбитраж завершил банкротство компании, которая создавалась для строительства газовых заправок в партнёрстве с "Газпромом".

Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области 21 ноября завершил конкурсное производство в отношении ООО "Кировский завод газовые технологии" (КЗГТ).
В 2018 году компания сообщала о планах построить в Петербурге и Ленобласти сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и три среднетоннажных СПГ–производства. Партнёром по первому проекту назывался "Газпром", по второму — некие германские компании. Однако эти планы не были осуществлены.
Изначально единственным владельцем ООО "КЗГТ" было ПАО "Кировский завод", затем в бизнес вошёл экс–глава АО "Сбербанк Лизинг" Дмитрий Ерошок, выкупивший 33,3% долей. К концу 2019 года он и вовсе стал мажоритарным владельцем, сконцентрировав 51% долей КЗГТ (у Кировского завода осталось 49%). В 2021–м доля предпринимателя оказалась передана на баланс компании, к этому моменту её участь уже была фактически решена.
Причины неудавшихся проектов назывались разные. Глава Кировского завода Георгий Семененко говорил о потере интереса к этому направлению, уточнив, что планы Смольного и "Газпрома" по переводу транспорта на газ сильно отставали от реальности. В то же время источник на рынке промышленного строительства указывал на срыв сроков сдачи нескольких объектов, заказ на которые всё же получил КЗГТ.
В итоге Кировский завод сам решил ликвидировать компанию, что и было сделано через суд в рамках упрощённой процедуры. При этом холдинг стал её кредитором, заявив о долге КЗГТ более чем 136 млн рублей. Как выяснилось в ходе рассмотрения дела, в эту сумму вошла неоплата аренды, процентные займы, поручительство и другие платежи с ноября 2019 года по март 2021–го. Кировский завод фактически предоставил КЗГТ компенсационное финансирование, в том числе оплачивал долги по налогам и сборам.
Однако, несмотря на это, финансовое положение неуклонно ухудшалось. Так, в 2018 году ООО "КЗГТ" получило чистый убыток 49,4 млн, в 2019–м — 102,5 млн, в 2020–м — 97,8 млн. Таким образом, можно предположить, что в этот период КЗГТ вёл деятельность за счёт средств контрагентов.
В ходе конкурсного производства на торгах продали имущество компании, включая мебель, автомобиль, оборудование и три недостроенные АГНКС — в Ленинградской, Ростовской и Астраханской областях.
В процессе банкротства другой кредитор КЗГТ — компания "Газпром газомоторное топливо" — полагал, что претензии Кировского завода стоит удовлетворить позже других, поскольку компании были аффилированы. Впрочем, кассация пришла к выводу, что статус лица, контролирующего должника, не является обстоятельством для понижения очерёдности требования кредитора.
Развитие сети АГНКС в Петербурге и Ленобласти ведётся за счёт как инвестпрограмм партнёров, так и средств бюджета. В обоих регионах на данный момент расположены 27 АГНКС "Газпром ГМТ", следует из данных на его сайте. По оценке компании, к середине этого года лидерами потребления природного газа на транспорте в России остаются Ростовская область, Краснодарский край и Татарстан. В январе–июне на метановых заправках всех операторов в этих регионах реализовано 50,4 млн м3, 36,5 млн м3 и 28,5 млн м2 метана соответственно.