Вечная классика: привычные форматы магазинов не теряют популярности

Автор фото: Пресс-служба розничной торговой сети "Лента"

В последнее время в сфере ретейла всё чаще говорят о востребованности дискаунтеров и магазинов "у дома". Однако, по словам экспертов, нельзя однозначно прогнозировать, какие точки будут приносить сети больше продаж, ведь в каждом конкретном случае всё индивидуально.

По данным Петростата, в январе–сентябре 2024 года оборот розничной торговли в городе на Неве составил 2 трлн рублей. Из них 720 млрд пришлось на продовольственные товары и 1,3 трлн — на непродовольственные. Несмотря на популярность доставки, эксперты считают, что офлайновые магазины не перестанут быть привлекательными для покупателя. Многим людям важно перед тем, как приобрести товар, посмотреть на него, подержать в руках, прочитать состав.
При этом один из наиболее привычных форматов для каждого жителя Петербурга — супермаркеты. Как отмечает партнёр агентства M.A.Research руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская, в них довольно большой ассортимент, а дизайн торгового помещения позволяет сделать так, чтобы покупателю было приятно находиться в магазине. Одним словом, своя аудитория у супермаркетов есть и будет.
К тому же, это самый свободный формат на российском рынке, поскольку предполагает самые различные вариации по площади, ценовому сегменту, ассортименту, торговой наценке. В этой вариативности и состоит основное удобство как для бизнеса, так и для покупателя.
Показатели у торговых сетей отличаются, но некоторые игроки отмечают, что именно супермаркеты за последний год стали наиболее выигрышным форматом. Например, в таких точках у "Ленты" в январе–сентябре LFL-продажи (like for like — метод оценки продаж путём сравнения показателей за прошлый и текущий период у тех же торговых объектов. — Ред.) увеличились на 25,3% год к году на фоне роста трафика и среднего чека. Причём, по данным открытых источников, на петербургском рынке наиболее высокие показатели по этому сегменту продемонстрировали "Супер Ленты".
Что касается развития сети формата в Петербурге, в III квартале 2024 года в компании запустили 6 новых "Супер Лент" и завершили реконструкцию ещё 13 магазинов этого формата. За 2024 год было открыто 10 новых магазинов в Петербурге и до конца года планируется открыть ещё три. Компания активно развивает формат, чтобы выстроить оптимальную модель бизнеса, поэтому супермаркеты охотно рассматривают в аренду помещения с площадью 500–1500 квадратных метров.
За последние годы в супермаркетах сети появились сервисы, которые востребованы у покупателей конкретной локации: например, в некоторых точках расширен ассортимент готовой еды, блинов, рыбы на льду, а где-то появились кофе-поинты. Как указал директор торговой сети "Супер Лента" Альберт Поршнев, сейчас пространство магазинов организовано таким образом, чтобы покупателю было удобно приобретать готовую еду, фреш, кондитерские и бакалейные изделия. Дополнительное удобство создают гастрономические острова с салатами, напитками и сэндвичами, пиццей.
Многие игроки рынка отмечают необходимость изменений в связи с обновлением потребительских привычек — прежде всего, растущим спросом на готовую еду и повышенными требованиями к безопасности. Поэтому наблюдаются трансформация пространств и расширение ассортимента применяемых цифровых решений.
Альберт Поршнев отметил, что частота покупок товаров в сети во многом определяется ростом онлайн-канала и e-grocery. Вследствие этого возникает спрос на разумный по ширине ассортимент эмоциональных SKU — поскольку чем чаще люди ходят в торговые комплексы, тем их сложнее удивить — а также меньший объём упаковки. "Это помогает покупателям войти в новые для себя категории. На оба этих тренда мы откликаемся расширением предложения, а также проработкой категорий и ценовых сегментов, где нам нужны своего рода "сэмплы" (бонусы) в небольшой упаковке. Косвенно этот тренд подтверждает такая высокая динамика на нарезку в колбасе", — пояснил эксперт.
Эксперты считают, что формат супермаркетов имеет большой потенциал, который позволяет ретейлерам расти.
Уход значительной части спроса в онлайн вынуждает бизнес вкладывать больше усилий и инвестиций в развитие классических магазинов. В петербургском ретейле высокая конкуренция, поскольку представлены крупные сетевые игроки, стремящиеся привлечь к себе как можно больше клиентов. Во многом не потерять трафик покупателей и не снижать средний чек бизнесу помогает грамотное обустройство торгового зала, расширение предложения.
Эксперты отмечают, что в городе крайне тяжело находить локации для открытия новых магазинов. В настоящий момент активность в стройке упала, что обусловлено дороговизной привлечения заёмных средств для девелоперов и кадровым голодом. Поэтому зданий, подходящих под целевой размер мало. Эксперты считают, что владельцам недвижимости стоит присмотреться к супермаркетам, поскольку покупательский трафик в них не падает, а значит недвижимость, сдаваемая магазинам такого формата, окажется хорошей инвестицией. Интерес к магазинам, знакомым и понятным каждому петербуржцу, в ближайшее время точно не снизится.