В петербургских магазинах выросла популярность оплаты QR–кодом

Автор фото: vostock-photo

В России планируют ввести универсальный QR–код для безналичной оплаты. Сейчас этот способ в петербургских магазинах становится всё популярнее.

Депутаты Госдумы предложили ввести универсальный QR–код для безналичной оплаты. Соответствующий законопроект на днях был внесён в нижнюю палату парламента. В случае принятия законопроекта банки будут обязаны давать ссылку только через платёжный код от единого оператора — Национальной системы платёжных карт (НСПК).

Экономия налицо

Всего лишь чуть больше года назад предложение продавцов на кассах различных торговых сетей об оплате с помощью QR–кода вызывало удивление и недоверие среди покупателей. Особенно когда отдельные магазины пытались навязать такой способ оплаты, отказывая в оплате банковской картой до последнего. Сейчас же, по словам экспертов и ретейлеров, этот способ оплаты становится всё популярнее.
Директор розничной сети Sokolov Максим Чижов рассказал "ДП", что оплата по QR–кодам в их сети занимает уже около 35% от общего объёма безналичных платежей. В большинстве случаев клиенты используют мобильные приложения продавцов для оплаты. Это особенно удобно в периоды пиковых нагрузок, таких как праздники и распродажи, когда в магазинах собирается большое количество покупателей.
"Использование QR–кодов позволяет снизить эквайринговые комиссии почти втрое, что делает этот метод выгодным для нашего бизнеса. Кроме того, он прост и удобен для клиентов. Мы ожидаем, что к 2025 году доля платежей через систему быстрых платежей (СБП) в наших магазинах вырастет до 40–45%", — отмечает Максим Чижов.
В торговой сети "Лента" также фиксируют рост популярности бесконтактной оплаты покупок: на долю платежей по СБП или с использованием сервиса "Лента Pay" приходится в среднем 15%. В некоторых магазинах — больше 20%.
QR–платежи изначально вызывали скепсис, признаются в пресс–службе "Теремка" в Петербурге, но сегодня в сети ресторанов каждый пятый гость выбирает оплату через QR–код. Для бизнеса это выгодно, так как существенно снижает расходы на эквайринг. Для гостей это удобный способ оплаты, особенно если под рукой нет карты, ведь смартфон почти всегда с собой.
"Однако такой способ оплаты имеет и недостатки. Например, время обслуживания увеличивается, что критично для формата нашего бизнеса, где скорость имеет значение. Введение универсального QR–кода может сделать оплату проще и удобнее для гостей, а для бизнеса сократит расходы на интеграцию с разными системами. Важно, чтобы унификация не влияла на оперативность обслуживания", — считают в компании.
Популярен такой способ становится и в торговых центрах. Генеральный директор ТК "Невский центр" Дарья Ветрова замечает, что покупатели любят оплачивать покупки по QR–кодам. В том числе гости активно используют функцию оплаты через QR–код паркинга — не надо искать паркомат для оплаты, идти к нему. Оплатить можно прямо на месте, не выходя из машины.

А кешбэк?

По данным на начало этого года, по QR–кодам в России оплачивается примерно 10% всех безналичных покупок. Аналитик ФГ "Финам" Игорь Додонов добавляет, что в онлайн–рознице эта доля выше, в обычных магазинах — ниже. Для бизнеса основное преимущество QR–кодов заключается в более низкой эквайринговой комиссии, которая составляет 0,4–0,7% против 1–2,5% при оплате банковской картой. Другие плюсы — быстрота зачисления средств на счёт компании, удобство для использования в разъездной торговле, простота подключения QR–кода через СБП.
Покупатели, которые наотрез отказываются от оплаты по QR–коду, как правило, объясняют это тем, что в таком случае они теряют кешбэк, начисляемый при оплате банковской картой. Здесь многое зависит от условий конкретного банка и платёжной системы. В некоторых программах лояльности он всё же имеется.
Партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская указывает, что при введении универсального QR–кода банки могут вообще перестать начислять кешбэк либо введут дополнительные условия для его начисления.
"Основное преимущество единого QR–кода — в унификации. Так, если ранее QR–коды для оплаты предлагали через СБП разные банки и сервисы, что могло создавать путаницу для покупателя, то теперь код будет один. После его сканирования пользователь попадает на специальную страницу, где будут находиться кнопки со всеми доступными платёжными инструментами для данного магазина. Там он сможет выбрать наиболее подходящий для себя вариант. При этом будут применяться действующие для данного покупателя программы лояльности. Надо также отметить, что единый QR–код будет работать и при оплате покупки цифровым рублём, который вскоре начнёт активно внедряться", — добавляет Игорь Додонов.

Все на одного

Однако у такого способа оплаты могут быть существенные минусы. По мнению преподавателя кафедры бизнес–информатики Президентской академии в Санкт–Петербурге Святослава Державина, QR–код будет доступен всем и использоваться в любой момент времени. Это может вызвать перегрузки на платформе единого оператора, что в свою очередь не позволит оплатить ту или иную услугу.
"Бизнесу придётся перенастроить свои POS–терминалы и другое оборудование для работы с универсальным QR–кодом. Другими словами, бизнес будет зависим от единого оператора универсального QR–кода, что может привести к дополнительным расходам и ограничениям. Не говоря о рисках мошенничества и монополизации со стороны единого оператора, который будет создан для обработки транзакций по универсальному QR–коду", — заключает эксперт.