Российский футбол переживает не лучшие времена. Не только в плане результатов и роста мастерства игроков. Финансово выживать клубам РПЛ тоже нелегко.
Уже в ближайшее время серьёзные сокращения бюджета ждут "Крылья Советов", "Пари НН", "Ростов". Самостоятельно клубы, конечно, пытаются зарабатывать, но тут их диапазон ходов ограничен. Может, удавка немного ослабнет, если на российские стадионы в 2025 году вернётся пиво.
Всё началось с Манежки
Да, вскоре ячменный напиток может вновь стать доступным для болельщиков на матчах всех профессиональных лиг в России.
Парламент в начале 2025 года рассмотрит законопроект о продаже пива на территории спортивных объектов. Символично, что это должно произойти спустя 20 лет, как пенное оказалось под запретом.
В начале 1990–х президент России Борис Ельцин "назначил" алкогольные компании главными источниками финансирования спорта. Для этого создали Национальный фонд спорта (НФС), который получил право импортировать в Россию алкоголь и сигареты без уплаты таможенных пошлин. Полученные деньги должны были идти на финансирование профессионального и массового спорта.
Но на практике тому же футболу почти ничего не перепадало. Клубы сами искали пути выживания. Например, московское "Торпедо" подписало спонсорский контракт с немецкой пивной компанией Holsten.
С 1991 по 1995 год её логотип был на чёрно–белых футболках, более того — велись переговоры о строительстве пивоваренного завода на территории завода ЗИЛ.
Петербургский "Зенит" 2 года играл с логотипом "Балтики" на футболках после возвращения из первой лиги — в 1995–м и 1996–м.
В новом столетии ветер перемен дунул в другую сторону. Корни запрета пива на футболе уходят в 2002 год. Печально знаменитая Манежка. Тогда показ матча чемпионата мира между сборными России и Японии, проигранного нашей командой, привёл к массовым погромам в центре Москвы — на Тверской.
Бунт пьяных фанатов спровоцировал масштабную антиалкогольную кампанию: в 2004–м ограничили рекламу пива на телевидении, а через год оно оказалось и под полным запретом на стадионах.
Впрочем, запрет пива на спортивных объектах никак не решал проблемы, из–за которой ограничения ввели. Агрессии на футболе тогда действительно хватало. На иные игры в Москве, например, свозили по несколько тысяч милиционеров — драки возникали массовые.
А запрет на пиво… Болельщики спокойно "заправлялись" до упора перед матчем и уже "готовенькие" ехали на игру.
При этом в связи с пивным баном возникали нелепые ситуации. Во время финала Лиги чемпионов — 2008 в Москве в "Лужниках" разместили рекламу пива Heinеken — официального спонсора турнира.
После чего Федеральная антимонопольная служба выписала РФС штраф 60 тыс. рублей за нарушение рекламного законодательства. Но это было намного дешевле, в прямом и переносном смысле, чем ссориться с УЕФА.
Послабление только для международных турниров
Настроения по поводу присутствия пенного на стадионах стали меняться только после победы заявки России на проведение чемпионата мира — 2018. Бывший тогда президентом РФС Сергей Фурсенко поддержал возвращение рекламы пива на арены, а также его продажу, ссылаясь на опыт английской премьер–лиги.
Но послабление наступило не такое, которого ждали: с 2014–го на футбол вернулось только безалкогольное пиво. Правда, и это иногда приносило деньги. Московский "Спартак", например, договорился с брендом "Трёхгорное" и пополнил свой бюджет на 150 млн рублей.
Ну а настоящее пиво появлялось на российских стадионах только по праздникам — во время крупных международных турниров сборных. Исключения делались под Кубок конфедераций, ЧМ–2018 и Евро–2020. И опять–таки во избежание скандалов: бренды Bud и Heineken — одни из главных спонсоров ФИФА и УЕФА.
Причём все три больших турнира прошли без серьёзных ЧП с болельщиками, хотя только во время ЧМ–2018 продали 3,2 млн банок / бутылок ячменного напитка.
Ещё одним фактором, заставившем изменить мнение о пиве, стал экономический кризис. Всё руководство нашего футбола выступало за, опираясь на два фундаментальных аргумента.
Первый — продажа алкогольного напитка привлечёт больше болельщиков на трибуны. Второй — разрешение рекламировать пиво позволит клубам получить существенные доходы и меньше зависеть от дотаций владельцев — государственных или частных. И вроде законопроект по возврату пенного на стадионы был готов ещё 5 лет назад, но завис в правительстве.
Против категорически была Генпрокуратура, ссылаясь на принцип главенства безопасности над экономическими интересами в вопросах оборота алкоголя. Хотя даже МВД "камбэк" поддержало — с условием продажи этого напитка при наличии Fan ID. Правда, по слухам, и пивовары одно время хотели большего — не просто права продавать пиво во время матчей, но и более широких возможностей для рекламы, что тоже тормозило процесс.
Впрочем, все эти годы, несмотря на действующий запрет, футболисты всё равно продолжали зарабатывать на производителях напитка, обходя правила через рекламу и продажу безалкогольной продукции.
От 100 млн в клубный бюджет
В июне этого года РПЛ объявила о заключении контракта с "Балтикой". По информации "ДП", сделка рассчитана на сумму 300 млн рублей за 2 года, причём примерно 80–90% пойдёт клубам — остальное заберёт лига.
А в октябре та же "Балтика" объявила о продлении сотрудничества с "Зенитом" до 2027 года, получив статус регионального партнёра. На "Газпром Арене" всегда можно купить безалкогольные сорта "Балтики". Но уже со следующего года коммерцию с пивоварами можно будет вести легально. Что это обещает футбольным клубам? Неплохую прибавку.
При средней посещаемости матчей РПЛ в 11 с лишним тысяч зрителей и стоимости кружки пива, например, 200 рублей представители РПЛ за сезон получат доход (за вычетом суммы поставки) около 360 млн рублей на всех.
Клубы с высокой посещаемостью заработают больше, но в среднем выйдет по 22,5 млн рублей "на брата". Также после принятия нового закона персональных спонсоров смогут отхватить все топ–клубы премьер–лиги, а заодно и те, кто поскромнее, но в чьём городе работает пивоваренный завод и есть локальные бренды.
Таким образом, розничная продажа пива на стадионе, доля большого контракта РПЛ и возможный прямой договор с пивоваром могут принести в клубный бюджет до 100 млн рублей в год. Вероятно, не слишком жирно для "олигархов" нашего футбола. Но существенная помощь для тех, чей бюджет не дотягивает до миллиарда. А таких в РПЛ почти половина.
“
"По нашим оценкам, первый этап возвращения пива на современные арены может принести от 50 млн до 100 млн рублей за сезон — это только реализация и реклама, в дальнейшем с таким стимулом зрительский интерес будет только расти и в перспективе мы можем говорить о совокупных доходах от 200 млн до 300 млн рублей за сезон", — а это уже более оптимистичный прогноз коммерческого директора "Зенита" Александра Пака.
Так ли это, мы можем увидеть уже вскоре. Причём теперь контекст совсем иной. На стадионах нет фан–секторов — болельщики голосуют ногами, выражая протест против убившего атмосферу футбола Fan ID. Сможет ли пенное поменять ситуацию с посещаемостью — большой вопрос.