В Госдуму поступил законопроект, разрешающий ФНС РФ взыскивать налоговую задолженность с граждан без решения суда.
Внесудебный характер взыскания задолженности по налогам действует по отношению к юрлицам и индивидуальным предпринимателям. Чтобы взыскать долги с физлиц, сейчас налоговые органы вынуждены обращаться в суд.
Законопроект отменяет сложившуюся практику, деньги будут списываться по простому решению налогового органа. Если он будет принят, то новые правила вступят в силу уже с 1 ноября 2025 года, за месяц до истечения срока уплаты имущественных, транспортных налогов и НДФЛ с депозитов в банках.
Право гражданина на оспаривание в судебных инстанциях будущие поправки в законодательство не отменяют и в чём–то даже облегчают процедуру. Так, сегодня после вынесения судебного приказа у гражданина есть 10 суток, чтобы его оспорить. Предлагается этот срок увеличить до 30 дней (но только в части налоговых недоимок).
В пояснительной записке к законопроекту, подготовленной Минфином, отмечается, что в среднем суды ежегодно рассматривают по 6 млн заявлений налоговых органов в год — примерно от такого количества граждан–налогоплательщиков не поступают налоги в бюджет РФ.
Для обеих сторон — и судебной системы, и ФНС — это колоссальная нагрузка. Потому что лишь 5% судебных решений (300 тыс.) в последующем отменяются. То есть доля тех, кто успевает в установленные сроки подать свои возражения на некорректность расчётов налоговых органов, минимальна (например, был продан автомобиль или изменилась площадь земельного участка).
При этом, отмечают в Минфине, по результатам последующих судебных разбирательств лишь в 0,4% случаев суды встают на сторону налогоплательщиков (таким образом, доказать ошибки в расчётах ФНС удаётся лишь 24 тыс. граждан–налогоплательщиков).
Для сравнения: на ноябрь 2024–го в РФ зарегистрировано 107,5 млн налогоплательщиков. Из них налоговые уведомления — с расчётом сумм по имущественным, транспортным и на доходы от депозитов, которые нужно заплатить, — были направлены 61,6 млн граждан. И порядка 22 млн уведомлений были направлены Почтой РФ.
Эксперты отмечают, что предлагаемые поправки рассчитаны на активных и ответственных граждан, которые следят за статусом своих расчётов с бюджетом. Как правило, налоговое уведомление приходит за несколько месяцев до срока уплаты налога. И при обнаружении ошибок у гражданина есть время на дискуссии с налоговым органом до того момента, пока не начнётся процедура взыскания недоимок.
Для менее экономически активных граждан, которые по каким–то причинам вовремя не платят налоги (в том числе по причине якобы не полученных уведомлений), внесудебное взыскание может стать неприятным сюрпризом. Если денег на едином налоговом счёте у налогоплательщика не окажется, то вся недоимка будет списываться с любых его банковских счетов.
Кроме того, далеко не каждый налогоплательщик может разобраться с порядком обжалования решения о взыскании недоимки. И самостоятельно совершить необходимые действия для его приостановления. Ему придётся нести расходы на юристов и затем платить повышенные с сентября 2024–го судебные пошлины. По основной массе неплатежей сумма затрат может превысить размер задолженности.
При этом потребность внесудебного взыскания налоговых недоимок с граждан необходима для пополнения бюджетов регионов. Так, в казну Петербурга в 2024 году запланировано поступление имущественных налогов жителей города на 6,4 млрд рублей и порядка 9,4 млрд — по транспортному налогу. В 2025–м — 7,5 млрд и 9,5 млрд соответственно.