Ноги кормят: зарплаты пеших курьеров в Петербурге выросли на 16 тысяч рублей

В Петербурге спрос на пеших курьеров вырос одновременно с их зарплатами
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Пешие курьеры остаются востребованы у ретейлеров и рестораторов. Но им доверяют доставку не всех заказов подряд.

Несмотря на засилье электросамокатов и электробайков, курьеров, передвигающихся на общественном транспорте, в Петербурге меньше не становится. При этом нынешние запросы покупателей диктуют необходимость максимально ускорить процесс доставки.
По словам экспертов, в Петербурге и Москве потребитель сегодня крайне избалован быстрой доставкой. В связи с этим возникает вопрос об эффективности пеших курьеров. На этот счёт "ДП" попросил порассуждать представителей ретейла и ресторанного рынка.

Сотрудник на вес золота

Для доставки небольших заказов, которые собираются в магазинах, а не в дарксторах или на складах, пешие курьеры подходят даже лучше тех, которые перемещаются на транспорте. Это быстрее (такой курьер в пробках не стоит) и дешевле, особенно если используется аутсорсинг.
"Для лёгких по весу заказов, включая экспресс–заказы (за час) и документы, идеально подойдут пешие курьеры, они более мобильны. Для более тяжёлых, включая продукты, лучше подойдут курьеры на средствах индивидуальной мобильности (велосипеды, самокаты) и автомобилях. Обычно компании используют курьеров разного типа. Эффективность будет зависеть от логистов и используемого ПО, от способности рассчитать нагрузку и заранее подготовиться к пиковым моментам", — поясняет партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская.
По её мнению, пешие курьеры в Петербурге не исчезнут, поскольку их возможности удобны для бизнеса и эффективны, особенно в некоторых отраслях (фарма, небольшие срочные заказы).
Аналитика рынка труда показывает, что работодатели в целом заинтересованы в пеших курьерах. По данным hh.ru, с января по ноябрь 2024 года более чем из 15 тыс. вакансий для курьеров каждая третья (36%), или более 5,2 тыс. вакансий, подходила именно для пеших доставщиков.
"Полезно сравнить, как менялся спрос на пеших курьеров за год, и тут мы видим, что работодатели активно наращивают потребность в них. Так, за 11 месяцев 2024 года петербургский бизнес искал более 5,2 тыс. пеших курьеров, что на 78% больше, чем за аналогичный период 2023–го, когда было размещено порядка 2,9 тыс. вакансий. Интересно, что в целом спрос на курьеров (и на авто, и на самокате, и др.) в городе вырос на 30% за год. То есть пешие курьеры оказались более ценными", — поделилась директор hh.ru СЗФО Юлия Сахарова.
Интересно, что, по данным компании, предлагаемая зарплата в вакансиях для курьеров–пешеходов сейчас достигла в Петербурге 131 тыс. рублей, это на 15,9 тыс. больше, чем в 2023 году. Но при этом возможный доход в целом по курьерской сфере выше: по состоянию на начало декабря он достигает 164 тыс. рублей (очередной рекорд для Петербурга). По сравнению с прошлым годом прирост на 48 тыс. рублей.
"Подобный скачок возможной курьерской зарплаты мы наблюдаем по итогам ноября и в начале декабря на фоне разгоняющегося предновогоднего рынка труда. Компании наращивают и объём сезонных предновогодних вакансий, и возможный доход в погоне за кадрами. Средний доход курьера в Петербурге ещё в сентябре был на уровне 117 тыс., в октябре — 128 тыс. А в конце ноября — начале декабря уже 164 тыс. рублей. Подобную активность сейчас особенно развивают крупные ретейлеры, общепит и логистические компании", — добавляет Сахарова.

Ни проехать ни пройти

В пресс–службе Х5 Group подтверждают, что компания продолжает сотрудничество с пешими курьерами в Санкт–Петербурге. Причину называют ту же: таким сотрудникам зачастую проще передвигаться по узким улицам и в плотной городской застройке, где транспорт может застрять в пробках. Также пешие курьеры не тратят время на поиск парковочных мест, и это их существенное преимущество.
"При этом партнёры Х5 Digital могут арендовать велосипед на выгодных условиях, что поможет снизить нагрузку и повысить доход. Разница в оплате есть, но небольшая. Обычно курьеры на велосипедах или автомобилях получают немного больше, так как их работа связана с более высокими затратами на содержание транспорта и требует дополнительных навыков. В целом мы выстраиваем справедливую систему вознаграждения, которая учитывает не только скорость доставки, но и качество обслуживания клиентов", — говорят в компании.
За развитие цифрового бизнеса и онлайн–доставки у ретейлера отвечает компания Х5 Digital, где используются алгоритмы маршрутизации и планирования, анализируется множество факторов: расстояние до клиента, плотность заказов, текущее местоположение курьеров и даже погодные условия. Это помогает оптимально распределять заказы между пешими курьерами и теми, кто использует транспортные средства, а также минимизировать время доставки.
Директор операционной платформы "Купер" Айдар Исхаков рассказал "ДП", что каждый десятый курьер у них доставляет заказы в Петербурге пешком. Для распределения заказов на платформе внедрили автоматизированную систему, которая учитывает скорость передвижения, время доставки, а также общий прогноз, который видит клиент при оформлении заказа. В большинстве случаев пешие курьеры распределяются на небольшие расстояния, велокурьеры — на заказы со средним расстоянием, автокурьеры — на дальние.
"У пеших курьеров есть преимущества. Например, они более мобильны при передвижении через подземные переходы. Им не нужно беспокоиться о том, где зарядить аккумулятор для электровелосипеда или найти место для парковки. Также пешие курьеры могут использовать общественный транспорт, чтобы быстрее доставлять заказы. Что касается вознаграждения, то сумма формируется из нескольких параметров, включая количество выполненных заказов, время суток, день недели или спрос. Тип транспорта напрямую не влияет на этот показатель. Поэтому в ближайшем будущем пешие курьеры всё так же будут востребованы на рынке", — считает Исхаков.

Гипермаркету не подходит

Однако далеко не все представители бизнеса, работающие с доставкой, считают пешую доставку эффективной. Например, директор по электронной коммерции "О’Кей" Елена Ременникова отметила, что с пешими курьерами в силу специфики доставки компания не работает.
"“О’Кей” — это формат гипермаркетов с широким ассортиментом, а наш интернет–магазин собирает заказы с полок магазинов. И есть несколько факторов, почему логичнее, удобнее и эффективнее работать с курьерами на средствах передвижения: магазины достаточно крупные, а не формата у дома, и не все расположены в близкой доступности к жилым домам — пешим курьерам будет проблематично и долго доставлять покупки. Большинство заказов тяжёлые по весу — такой формат подходит только для курьеров на транспорте", — прокомментировала она.
При этом ретейлер выстраивает оптимальные маршруты для доставки заказов, захватывая несколько адресов и учитывая выбранное клиентами время получения. Пеший курьер может доставлять только один заказ за раз. Для формата гипермаркета это неэффективно.
В пресс–службе "ВкусВилла" тоже сообщили, что не сотрудничают с пешими курьерами.
"Большая часть наших курьеров в Петербурге перемещается на автомобилях, менее 50% от всех — велокурьеры, которые доставляют заказы на электровелосипедах", — рассказали там.