Сегмент онлайн–продаж лекарственных препаратов и сопутствующих товаров растёт медленнее всего рынка электронной коммерции. Шансов на ускорение немного.
Количество онлайн–заказов из аптек в 2024 году составит 229 млн, прогнозируют аналитики Data Insight. Это на 9% больше, чем в прошлом году. Однако предыдущие 2 года рынок рос куда интенсивнее. В 2023 году ePharma по количеству заказов прибавила 27%, а в 2022–м — 61%. Аналогичные тенденции прослеживаются и в том, какую долю ePharma занимает в общем объёме электронной торговли. Если в 2022 году это было 6%, в 2023–м — 4%, то теперь — только 3%.
В интернет–аптеках чаще всего покупают лекарства, намного реже БАДы и ещё реже другие товары (средства по уходу за полостью рта, женской гигиены, контрацепции и так далее), отмечается в исследовании. На маркетплейсах картина обратная. Больше всего покупают другие товары, намного меньшей популярностью пользуются БАДы и совсем мало — лекарственные препараты.
Директор аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов считает, что давление на офлайн–аптеки со стороны онлайн–платформ продолжает расти, даже несмотря на невозможность продажи рецептурного ассортимента. Маркетплейсы свободно могут продавать большинство категорий парафармацевтики и активно этой возможностью пользуются.
"Мы анализируем достаточно большую номенклатуру медицинской техники и медизделий, которые продаются в рознице. В частности: глюкометры и тест–полоски, термометры, тонометры, небулайзеры, молокоотсосы, электрические зубные щётки и т. д. Практически по всем этим категориям роль аптек сокращается, а роль маркетплейсов поступательно растёт. Исключение составляют только аналоговые и простейшие электронные термометры — вероятно, потому, что требуются они экстренно, за ними обращаются в ближайшую аптеку", — рассказывает эксперт.
В итоге, как отмечает Беспалов, аптеки теряют наиболее маржинальные категории товаров и с каждым годом эти потери будут нарастать. Но пока это не сильно критично и к тотальному падению прибыли не приводит.
Директор DSM Group Сергей Шуляк подчёркивает, что увеличение доли присутствия профильных и непрофильных маркетплейсов не сказывается отрицательно на прибыли обычных офлайн–аптек.
Беспалов считает, что однобокое развитие бизнеса ePharma приведёт к дальнейшему замедлению динамики роста. Пока действуют законодательные ограничения на продажу рецептурного ассортимента, онлайн–канал будет развиваться только в отношении бронирования. Будут активизироваться процессы перетока потребителей на маркетплейсы в отношении парафармацевтики. Всплеска интереса к направлению можно ожидать, только если будет разрешена доставка.
Сергей Шуляк согласен, что поводов к тому, чтобы рынок рос динамично и с высокой скоростью, нет. "Темпы, скорее всего, сохранятся и будут такими же небольшими. Объём продаж и доля продолжат понемногу расти, примерно по 1% в год", — уточняет эксперт.