Почти 3 млрд рублей недосчитался федеральный бюджет из–за нелегального оборота табачной и никотиносодержащей продукции в Петербурге и Ленобласти
В первом полугодии этого года потери казны из–за нелегального оборота табачной продукции в России превысили 50 млрд рублей. Для сравнения: за весь 2023 год федеральный бюджет недополучил из–за нелегального оборота табачной продукции 99,21 млрд рублей. Такие данные озвучила на круглом столе, организованном "Деловым Петербургом", директор АНО "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции" (ННЦК) Ирина Бушина.
Резонно предположить, что по итогам текущего года государство может недополучить уже более 100 млрд рублей. Как видно из цифр, ущерб от нелегального оборота табачной продукции ежегодно растёт. "Вклад" Северо–Западного федерального округа составил 6 млрд рублей, а Петербурга и Ленобласти — 2,11 млрд и 0,7 млрд рублей соответственно.
Максимальная доля нелегальной табачной продукции зафиксирована в Южном федеральном округе — 17,1%, минимальная — 1,1% — практически уже традиционно в Дальневосточном. Единственный регион, где отмечается рост нелегального оборота, — это Северо–Западный федеральный округ: подъём с 11,9 до 14,1%, подчеркнула Ирина Бушина. Остальные субъекты показали снижение.
В среднем по стране этот показатель равен 11,3%, и это минимальная доля за последние 3 года. Впервые в ходе исследования было отмечено, что лидерами по доле незаконного оборота табачной продукции стали города–миллионники — 12,5%, а не сёла и деревни, как это было в предыдущих исследованиях. К слову, исследование охватывает около 1,1 тыс. населённых пунктов.
В Петербурге ННЦК зафиксировал рост незаконного оборота табачной продукции в 1,5 раза — до 17,8%. В Ленобласти почти вдвое увеличилась доля продукции, нелегально ввезённой из стран ЕАЭС, и более чем в 2 раза — количество нелегальной продукции, ввезённой из стран дальнего зарубежья.
Ещё одна тревожная тенденция наблюдается в Петербурге и Ленобласти — снижение числа точек легальных продаж. При этом в Северной столице в I квартале этого года увеличилось количество уголовных дел, возбуждённых по преступлениям в сфере незаконного оборота табачной продукции, и вдвое выросло число выявленных торговых точек, не передающих сведения в Государственную информационную систему мониторинга оборота товаров (ГИС МТ).
Ленобласть занимает первое место на Северо–Западе по количеству выявленных нарушений в торговых точках, а также по количеству выявленных точек продаж, не передающих сведения в ГИС МТ. Кроме того, Ленобласть заняла третье место в стране по количеству конфискованных нелегальных сигарет.
Петербургский акцент
В Петербургской агломерации складывается тревожная ситуация с незаконным оборотом табачной и никотиносодержащей продукции, резюмировали участники круглого стола. Они сошлись во мнении, что в стране есть несколько мест, где нелегалка фактически реализуется оптом. Если в столице в качестве примера приводят "Фуд–сити", то в Петербурге это Апраксин двор.
Складывается парадоксальная ситуация: места реализации нелегальной продукции хорошо известны правоохранительным и контрольным (надзорным) органам, но действующие в настоящее время административные регламенты, которые были изменены, для того чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, не позволяют им оперативно реагировать на противоправное поведение недобросовестных предпринимателей. Контрольные (надзорные) органы могут проводить проверки в отношении конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но однозначно идентифицировать их в условиях осуществления торговли в таком месте, как Апраксин двор, зачастую невозможно.
Впрочем, корни проблемы в первую очередь лежат в экономической плоскости: чем меньше доходы населения, тем чаще курильщики смотрят в сторону нелегальной, но дешёвой продукции. С одной стороны, в среднем по стране произошёл рост зарплат, что позволило части потребителей вернуться к легальным продуктам. С другой стороны, как полагают некоторые участники мероприятия, в отдельных городах — к примеру, в Петербурге — он не такой значительный, как в целом по стране, поэтому не смог оказать серьёзного влияния на ситуацию.
Ещё одним фактором, влияющим на нелегальный оборот, является экономико–географическое положение Северной столицы. Как показало исследование ННЦК, в структуре нелегальной продукции есть большая доля белорусских брендов. Граница с этим государством располагается недалеко от нас, что позволяет нелегалке перетекать в Петербургскую агломерацию.
Ещё одно обстоятельство, также влияющее на положение дел: Петербург — портовый город. Немалые объёмы нелегалки попадают в страну именно по морю. Наличие порта позволяет также активно развивать подпольное производство сигарет, поскольку сырьё также доставляется морем. Специалисты отмечают, что на отрезке между Северной столицей и Москвой, а также в самой Петербургской агломерации много нелегальных табачных фабрик. И такое расположение выгодно злоумышленникам. При этом наличие подпольных производств в регионе становится ключевым фактором, дающим прирост 3–4% к среднему по стране показателю доли нелегального оборота табачной продукции, отметили на круглом столе.
Руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками по Северо–Западному федеральному округу Юрий Чащин обращает внимание ещё на один специфический момент, характерный для города на Неве.
“
"Есть определённая специфика. К примеру, в Петербурге много кальянных, много магазинов, где продаётся кальянный табак. Я ездил по разным городам России, но такого ажиотажа не встретил нигде", — говорит эксперт.
Специфический спрос может заставить злоумышленников заинтересоваться этим рынком сбыта. Соответственно, это может быть точкой роста нелегального оборота табачной продукции.
Общие проблемы
Впрочем, не только региональные особенности влияют на рост или спад объёмов незаконного оборота табачной продукции и нелегальных производств, есть и другие — общие для всех — причины.
Неоднократно эксперты обращали внимание на диспаритет акцизных ставок на табачную продукцию в разных странах — участницах ЕАЭС, что приводит к такому негативному явлению, как "нелегальные перетоки продукции". Что это значит?
В Белоруссии минимальная цена на пачку сигарет в этом году составляет 76 рублей, а в России — 129 рублей, говорит менеджер по работе с органами государственной власти "JTI Россия" Роман Трошкин. Такой дисбаланс как раз делает привлекательной Россию для нелегальных поставок белорусских брендов. Примером того, как гармонизация акцизных ставок решает проблему, может служить Казахстан. Если в 2023 году в Казахстане минимальная цена пачки составляла 112 рублей, а у нас — 119 рублей, то даже такая небольшая разница вела к перетоку табачной продукции из Казахстана в Россию. Однако в 2024 году ситуация изменилась: минимальная цена за пачку в Казахстане установлена на уровне 159 рублей. В итоге переток свёлся к нулю.
Огромную роль в борьбе с нелегальным оборотом табачной продукции могут сыграть местные власти, считают участники дискуссии. В частности, исследования ННЦК демонстрировали высокий уровень нелегалки в Ростовской области. По оценке руководителя отдела по борьбе с нелегальной торговлей АО "И. Т. М. С." (экс "БАТ–Россия") Игоря Черкасского, несколько лет назад её доля доходила до 40%. Однако сейчас этот показатель упал ниже 20%.
По мнению Игоря Черкасского, которое, как он отметил, основано на внешних данных из открытых источников, такого значительного результата удалось достичь благодаря серьёзным изменениям в работе местных органов власти. Так, в 2023 году в Ростовской области были задержаны более 20 сотрудников полиции по уголовному делу о преступном сообществе, которые потенциально могли сквозь пальцы смотреть на нелегальный оборот табачной продукции.
С другой стороны, на положительные изменения повлиял и другой значительный фактор — закрытие в начале текущего года двух крупных подпольных производств — в Ростове–на–Дону и Донецке (ДНР). На каждом было установлено по четыре линии по производству сигарет. Для сравнения: одна такая линия может ежегодно производить до 500 млн сигарет. "Таким образом, нелегальному бизнесу на юге страны был нанесён серьёзный удар", — рассуждает Игорь Черкасский.
Не отступать и не сдаваться
Следует отметить, что проблема нелегального оборота табачной и никотиносодержащей продукции актуальна не только для России. Свою роль в этом сыграло предложение Всемирной организации здравоохранения о повышении акцизов на сигареты, которые должны стать как можно менее доступными для курильщиков. Как отметили участники круглого стола, с курением борются более 160 стран, в том числе государства с серьёзным надзорным и правоохранительным аппаратом — Великобритания, Германия Франция, Канада. Везде доля нелегальной торговли составляет более 20%, а в некоторых странах — превышает 30%.
На этом фоне Россия выглядит прогрессивно, хотя проблема всё равно остаётся. "К снижению доли нелегального оборота ведёт продуманная государственная политика, а также эффективное взаимодействие в этой сфере государства и бизнеса: в России последовательно реализуется комплекс мер по борьбе с нелегальным оборотом табачной и никотиносодержащей продукции, и доля незаконного оборота в последние годы постепенно снижается", — говорит управляющий по корпоративным вопросам региона Север аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России Елена Киянова.
Эксперт подчеркнула важность усиления межведомственного взаимодействия в решении этой проблемы: "Доля нелегалки снижается, но успокаиваться нельзя. Сейчас для борьбы с нелегальным оборотом создана необходимая законодательная база, и особенно актуально сделать так, чтобы все эти нормы в полной мере работали на практике. Нужно повышать эффективность правоприменения. Именно поэтому создание рабочих групп, комиссий по борьбе с нелегальным оборотом, в которые входят представители контрольно–надзорных и правоохранительных органов, региональных властей, представители бизнес–сообщества и общественных организаций, действительно может изменить ситуацию к лучшему".
Ещё одна проблема, о которой говорили участники круглого стола, — это онлайн–торговля нелегалкой. Сегодня блокировать такие ресурсы возможно только по решению суда, но данная процедура занимает несколько месяцев. И к моменту получения судебного решения ресурс создаёт, как правило, ряд сайтов–"зеркал". Исправить ситуацию может помочь оперативная реакция, то есть внесудебная блокировка таких ресурсов.
Как государство борется с нелегальным оборотом
Проблема нелегального оборота актуальна в том числе для никотиносодержащей продукции, доля которой на рынке с каждым годом только увеличивается. Елена Киянова подробно рассказала о принятых мерах по государственному регулированию производства и распространения табачных изделий, никотиносодержащей продукции и сырья для их изготовления.
"В случае незаконного производства или поставок этой продукции без лицензии предусмотрены административные или уголовные наказания. Производителям запрещено наносить на упаковку жидкостей для электронных систем доставки никотина (ЭСДН) изображения пищевых продуктов, напитков, лекарственных растений, людей, животных или анимированных персонажей. Гражданам запрещается перевозить более одного блока немаркированных табачных стиков, более 20 миллилитров никотиносодержащей жидкости и более 250 граммов бестабачной смеси для нагревания. Одним из ключевых решений, принятых регулятором, стало установление с 1 сентября единой минимальной цены на никотиносодержащую продукцию", — отметила эксперт.
Как местные власти реагируют на проблему
Акцизы от сигарет практически на 100% поступают в федеральный бюджет, из которого, заметим, деньги различными способами всё–таки приходят в регионы. В Петербургской агломерации располагаются три крупных табачных производства, где занято немало сотрудников. При этом, как неоднократно писал "ДП", основными источниками пополнения бюджетов Северной столицы и Ленобласти являются два налога — налог на прибыль компаний и налог на доходы физических лиц. И соответственно, чем ниже нелегальный оборот табачной продукции, тем выше объёмы легального производства, что приводит к росту налоговых отчислений.
Администрации Петербурга и Ленобласти ответили на запрос издания прокомментировать проблему нелегального оборота табачной продукции и возможные пути её решения. В Смольном сообщили, что правительство города не имеет полномочий по контролю немаркированного табака.
"Роль правительства Ленинградской области заключается в комплексной работе по формированию правильного отношения у жителей к важности потребления подлинных и качественных товаров, а также к созданию условий для бизнеса в части маркировки товара, — сообщили “ДП” в правительстве Ленобласти. — Также власти региона являются информационным звеном в части сбора потребностей бизнеса и передачи необходимых изменений на федеральный уровень".
Кроме того, губернатор области Александр Дрозденко возглавляет комиссию по незаконному обороту промышленной продукции в регионе. "Задачей комиссии является координация деятельности органов власти и органов местного самоуправления по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, а также мониторинг и оценка ситуации в указанной сфере", — уточнили в правительстве Ленобласти.
“
Администрация губернатора Санкт–Петербурга, а также комитет по вопросам законности и правопорядка не имеют полномочий по контролю немаркированного табака. Вопрос противодействия контрафактной продукции находится в ведении органов внутренних дел. Взаимодействие с ГУ МВД России по Санкт–Петербургу и Ленинградской области в этой части осуществляется в рамках проведения рейдов по пресечению несанкционированной торговли, в том числе контрафактной табачной продукцией. Так, например, по результатам рейдов в октябре 2024 года в полицию была направлена информация о выявлении фактов реализации контрафактной табачной продукции. В настоящее время проверку проводит УМВД России по Центральному району.
Инна Карпушина
начальник управления информации — руководитель пресс–службы администрации губернатора Санкт–Петербурга
“
В последние 9–12 месяцев наметилась положительная динамика к снижению нелегального оборота табачной продукции. При этом в первую очередь мы видим не падение нелегального рынка, а рост легального. Последние 10 лет легальный рынок только снижался, на 5–7% ежегодно (в физическом потреблении). И хотя год ещё не закончен, но можно говорить о росте минимум на 2–3%. Причины этого явления в том, что государство обратило серьёзное внимание на второй по размеру вклада источник пополнения бюджета. Введение лицензирования табачного производства, контроля за сырьём, включение табака в список стратегических товаров и ресурсов и другие меры, бьющие по источнику проблемы, очень здорово нам помогли.
Игорь Черкасский
руководитель отдела по борьбе с нелегальной торговлей АО"И. Т. М. С." (экс "БАТ–Россия")
“
За 9 месяцев этого года нами проведено 293 выездных обследования торговых точек, прекращена деятельность только 35 объектов, примерно столько же работает без нарушений. Если при выездном обследовании мы видим нарушения, то незамедлительно переходим к контрольной или мониторинговой закупке продукции. Нами было проведено 115 закупок. И практически 80% из них закончились арестом контрафактной продукции.
Анна Нефёдова
начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Ленинградской области
“
В перечень индикаторов рискориентированного подхода Роспотребнадзора было бы хорошо включить такой, как продажа табачной продукции несовершеннолетним. Весь опыт нашей организации, а мы работаем в разных регионах, свидетельствует об одном: в тех местах, где вейпы, сигареты и так далее продают подросткам, в 90% таких точек фиксируется целый ряд нарушений. Там обязательно имеет место открытая выкладка нелегальной табачной продукции, немаркированных жидкостей для заправки вейпов и даже проводится поштучная продажа сигарет.
Анна Сорочинская
исполнительный директор МОО "Общественный совет по проблеме подросткового курения"