От звонка до звонка: школьники приобщатся к музыке Чайковского

Российские школы помогут подогреть интерес к балету "Щелкунчик"
Автор фото: Петр Ковалев / "ДП"
В декабре в рамках федерального проекта "Музыка вместо звонков" звонки в ряде школ России заменят на мелодию из балета "Щелкунчик", сообщили на прошлой неделе в Минпросвещения. География эксперимента обширна: от Краснодарского края до Мурманской области, но всё равно в него войдут пока не все школы.
Министерство не рассылает готовые звонки с Чайковским внутри. Оно обнародовало QR–код, по которому можно скачать девять мелодий в формате MP3 ("Трепак", "Увертюра", "Фея Драже" и так далее на выбор). Все мелодии длиной около 15 секунд (что соответствует продолжительности классического школьного звонка) и размером файла до мегабайта, что позволяет скачать их на медленном интернете.
Очевидно, директор школы (или завхоз, или учитель информатики, или, может быть, учитель музыки?) должен будет сам, по своему вкусу выбрать мелодию и загрузить её в звонок, от которого требуется поддержка формата MP3. Так уровень оснащения школы можно будет проверять по её звучанию. В школах в новостройках устанавливают современные системы часофикации, но вряд ли таких большинство.
Важно будет ещё проверить, смогут ли воспринимать музыкальные звонки люди с ограничениями слуха. Возможно, мелодию придётся дополнить цветомузыкой. Её тоже можно будет выполнить в стилистике балета Чайковского.
Тем не менее, возможно, необычные звонки помогут создать школьникам и их учителям праздничное настроение, как было задумано. Может быть, так и будет, это настроение останется с ними надолго, так что вместо традиционного "от звонка до звонка" они будут говорить потом: "от “Феи” до “Феи”" или ещё что–нибудь подобное. Хотя существует стереотип о том, что многие подростки не восприимчивы к классической музыке, так что в Финляндии даже принимали решение включать её на пляжах, чтобы там собиралось меньше молодёжи.
И всё–таки, очевидно, есть надежда, что звонки могут побудить их расширить кругозор и глубже познакомиться с творчеством Чайковского. Мелодию устанавливают в преддверии показов балета "Щелкунчик" (которые планируются не только в театрах, но и в сотне кинозалов и по телевидению), то есть это будет своего рода грандиозная рекламная кампания — может быть, первая в таком роде. Что–то вроде мелодии, которую ставят на замену телефонных гудков или рекламы на эскалаторе. Вероятно, от успеха её будет зависеть и продолжение эксперимента по приобщению к культурным ценностям.