Проходное место: в Петербурге стало слишком много пунктов выдачи заказов

В Петербурге начали открываться около 30 новых ПВЗ ежемесячно

Пунктов выдачи заказов в Петербурге становится всё больше. Большинство из них открываются по франшизе и кажутся начинающим предпринимателям очень лёгким способом заработка. Однако ПВЗ, расположенные слишком близко друг к другу, жёстко конкурируют за клиентский трафик и взаимно снижают прибыль друг друга.

Все маркетплейсы и логистические компании заявляют о росте числа ПВЗ по итогам текущего года в Петербурге.
По данным аналитиков, в городе ежемесячно открывается около 30 новых пунктов. Компании, как могут, пытаются влиять на то, чтобы новые точки открывались именно там, где они наиболее востребованы и где в час пик ещё можно увидеть очереди из желающих забрать свои заказы.

Каждому по пункту

На данный момент сеть брендированных пунктов "Яндекс.Маркета" превысила 800 ПВЗ, показав рост 26% относительно конца прошлого года. Аналогичная динамика сложилась и в Ленинградской области, где количество открытых пунктов оказалось более 300 единиц.
Региональный директор СДЭК Надежда Тайц сообщила, что сейчас в городе на Неве работают 208 ПВЗ компании, за 2024 год открылись 23 новых.
"Закрытие пунктов в городе — крайне редкая ситуация. Как правило, она связана с внешними причинами, а не с ситуацией на рынке", — добавляет она.
В "Авито" рассказали, что общее число пунктов выдачи заказов логистических партнёров, таких как "Почта России", СДЭК, "Яндекс.Доставка", Boxberry и др., составляет более 80 тыс. точек. Помимо этого, за 2024 год напрямую, без посредников, к "Авито" подключились 1,6 тыс. ПВЗ по всей России, из них 400 — в Петербурге.
Lamoda в 2024–м открыла 26 новых пунктов выдачи, а в прошлом году — 19 ПВЗ.
В Ozon рассказали, что число ПВЗ в Петербурге по итогам года выросло примерно на одну пятую. Но есть ещё много зон для открытий — это и новые ЖК, и исторический центр.
"Все приоритетные локации для открытия, где мы прогнозируем высокий трафик и готовы выплачивать финансовую поддержку в первые 6 месяцев работы точки, можно посмотреть на интерактивной карте на сайте для партнёров", — отмечают в компании.
Подобные карты есть и у других маркетплейсов. Больше всего субсидий и финансовой поддержки на старте можно получить при открытии ПВЗ в регионах и небольших городах. В мегаполисах самыми востребованными остаются зоны с новой застройкой и только что сданные дома.
К примеру, у "Яндекс.Маркета" дополнительное вознаграждение при открытии ПВЗ непосредственно зависит от выбранной локации и типа зоны на интерактивной карте маркетплейса и региона. Поддержка на старте может доходить до 1,8 млн рублей.
Операционный директор Boxberry Александр Митурич считает, что рынок ПВЗ в крупных городах уже достаточно насыщен.
"Сейчас пункты выдачи маркетплейсов и служб доставки ближе к покупателю, чем профильные и брендовые магазины. Получить заказ в большинстве случаев можно в радиусе 100–300 м от дома или работы. При этом у человека будет выбор из нескольких точек разных компаний", — говорит он.
Директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков замечает, что наблюдается увеличение числа совместных ПВЗ, где несколько маркетплейсов объединяют свои усилия. Это позволяет оптимизировать затраты и повысить проходимость точек, делая их более универсальными для покупателей.
"Опыт рынка показывает, что нужно обеспечить порядка 2 тыс. операций приёма–выдачи в месяц, чтобы пункт выдачи был прибыльным и вышел на самоокупаемость через 3–6 месяцев. Точные значения зависят от разных факторов, в том числе от стоимости аренды, проходимости места, зарплатных ожиданий сотрудников и т. д. Поэтому будущему владельцу ПВЗ нужно обстоятельно подойти к прогнозированию эффективности в конкретной локации. Наилучшую устойчивость показывают ПВЗ, работающие сразу с несколькими крупными игроками и за счёт этого имеющие высокий трафик", — подтверждают те же выводы в "Авито".

Недорогой старт

Желающих открыть новые пункты не становится меньше. В зависимости от выбранной компании сумма начальных вложений может различаться весьма существенно.
"Минимальные инвестиции для открытия ПВЗ СДЭК в Петербурге составляют 2,2 млн рублей. Эта сумма включает расходы на первые 7 месяцев работы: аренду помещения, оплату персонала и другие затраты. Средний срок выхода на окупаемость — 7 месяцев", — говорит Надежда Тайц.
По оценкам представителей Wildberries, для открытия нового ПВЗ партнёру могут понадобиться вложения в размере 300–500 тыс. рублей — в зависимости от арендной площади и масштабов ремонтных работ. "У нас предусмотрены программы гарантированного дохода и повышенные разовые субсидии. Клиентам всегда подсвечиваются пункты выдачи заказов, которые могут быть временно загружены. В этом случае им предлагается отправить заказ на другой ближайший ПВЗ", — отмечают в компании.
"Рост расходов на открытие и поддержание работы точки соразмерен инфляции. Это объективная картина, которую мы всегда закладываем в расчёт модели экономической эффективности точек для партнёров. Но растёт и оборот на точку. По итогам III квартала средний оборот точки в городе вырос на 31%, а с каждым месяцем жизни ПВЗ оборот прирастает в среднем на 5%", — отмечают в Ozon.
Можно довольно уверенно сказать, что ПВЗ выиграли конкурентную гонку у постаматов, которые были очень популярны ещё пару лет назад. Хотя формат может получить новый виток развития. Сейчас в Минцифры РФ прорабатывается инициатива, которая позволит "Почте России" ставить постаматы прямо в подъездах многоквартирных домов.
"Формат постаматов остаётся популярным, особенно для небольших заказов, — считает Ярослав Кабаков. — Но он сталкивается с растущей конкуренцией со стороны ПВЗ. Хотя постаматы по–прежнему востребованы, их доля на рынке растёт медленнее, поскольку ПВЗ предлагают дополнительные услуги, такие как возможность примерки и возврата товаров".

Увидимся в суде

Проблемы во взаимоотношениях между владельцами ПВЗ и маркетплейсами чаще всего связаны со штрафами, утерей или повреждением товаров, а также техническими сбоями, рассказывает руководитель практики интеллектуальной собственности, IT и защиты информации Savina Legal Артём Евсеев. При этом, по его мнению, главная причина многих проблем — невнимательное изучение договоров предпринимателями.
"Маркетплейсы зачастую предлагают сложные условия, которые партнёры электронных торговых площадок не всегда детально анализируют. При этом сами площадки регулярно ужесточают правила. Например, Wildberries штрафует владельцев ПВЗ за низкие пользовательские оценки, если рейтинг падает ниже 4,98 балла", — поясняет он.
Маркетплейсы стараются разрешать конфликты в досудебном порядке, поэтому судебных разбирательств не так много. Кроме того, предпринимателям легко аргументировать свою позицию: в ПВЗ стоят камеры, маркетплейсы документально фиксируют все этапы передачи товара, подробно расписаны условия договора и пределы ответственности. Суды чаще всего встают на сторону ПВЗ, указывая на то, что предприниматели являются слабой стороной при заключении договора.
"Крупные площадки обладают сильными юридическими командами и значительными ресурсами. Поэтому, чтобы минимизировать риски, важно тщательно изучать договоры и сразу продумывать стратегию действий на случай споров", — подчёркивает при этом Артём Евсеев.
Чаще всего споры возникают в связи с тем, что правообладатель (тот, кто предоставляет франшизу) до заключения договора не раскрывает деталей построения бизнеса. А после раскрытия информации оказывается, что документации недостаточно. Часто правообладатели предоставляют не всю документацию, которую обещают при заключении договора.
Другим поводом для споров является нарушение покупателями франшизы условий договора: несоблюдение стандартов качества, покупка товаров у несогласованных продавцов, конкуренция с правообладателем (открытие аналогичных точек рядом после завершения договора). Для маркетплейсов эти виды споров не являются столь актуальными, кроме вопросов, связанных с утратой товаров.
Предприниматели не могут влиять на содержание заключённых договоров, а лишь принимают готовую оферту. Маркетплейсы устанавливают штрафы практически за любое нарушение условий договора. С ними трудно урегулировать спор досудебно, если штраф был необоснованно удержан. Отмечу, что крупнейшие игроки рынка не заключают договор коммерческой концессии (франшизы), а предлагают другие договорные конструкции. Оферта об оказании услуг по доставке отправлений физическим лицам (Wildberries). Агентский договор для пунктов выдачи заказов (Ozon). Договор по выдаче, забору и возврату отправлений с вложениями товаров ("Яндекс.Маркет"). Отличие таких договорных конструкций от франшизы в том, что эти соглашения могут не включать условия о преимущественном праве на заключение договора на новый срок, обязательном для договора коммерческой концессии. Также для них не установлены ограничения для отказа от договора со стороны правообладателя (в данном случае маркетплейса). Кроме того, франшиза может включать условие об ограничении предоставления правообладателем другим предпринимателям возможности открывать ПВЗ на аналогичной территории. Отсутствие подобного условия в договорах с маркетплейсами приводит к тому, что в одном доме может быть три пункта выдачи, что ограничивает предпринимателей в получении прибыли.
Татьяна Овчинникова
адвокат бюро "Шварц и партнёры"
Если говорить о стратегии покрытия, то сегодня такие крупные города, как Петербург, уже завоёваны всеми видами игроков. Могут быть рассмотрены микрорайоны с новой застройкой. Альтернатива остаётся и в исторической части города, где более высокая стоимость аренды. При этом на рынке наметился новый тренд — открытие ПВЗ разных маркетплейсов в соседних помещениях одного здания. Такая локация удобна для покупателей, что в свою очередь делает бизнес более выгодным и для партнёров. Маркетплейсы стремятся предложить клиентам больше вариативности в способах получения заказов и, как следствие, ещё более повысить уровень доступности товаров для клиентов. Что касается постаматов, возможно, этот способ доставки не так характерен для маркетплейсов, однако по–прежнему широко используется компаниями интернет–торговли. У них нет графика работы, а значит, забрать товар можно в любое время. Их также выбирают клиенты, которые хотят сохранить приватность при получении товара. Кроме того, постаматам нужно меньше места, значит, их можно ставить, например, в офисах или в торговых центрах с высокой арендой за квадратный метр.
Артём Соколов
президент АКИТ
В Северной столице продолжается тренд на активное открытие ПВЗ. Также свою нишу пытаются занять новые, малоизвестные в России представители китайских маркетплейсов, которые начали открывать свои точки. ПВЗ — это как магазин у дома, поэтому они активно открываются в спальных районах города. Если маркетплейсы усовершенствуют систему взаиморасчётов и документооборота, то станут интересны не только среднестатистическому покупателю, но и бизнесу. В этом случае мы снова получим рост ПВЗ, но уже в местах активной офисной застройки.
Юрий Изосимов
директор федеральной компании "Этажи" в Санкт–Петербурге
В 2024 году именно этот сегмент — один из самых активных с точки зрения аренды. При этом рынок ПВЗ в Петербурге пока не переполнен. Судя по обратной связи от некоторых собственников, имеющих много точек, они не справляются с количеством заказов и планируют расширяться, в том числе увеличивать существующие площади. Также есть потенциал роста игроков, которые пока имеют небольшое количество точек. Например, "Авито" хочет занять свою нишу, а значит, должно выходить на рынок сразу с большим количеством пунктов выдачи.
Полина Фиофилова
директор по развитию агентства коммерческой недвижимости KNRU