Пунктов выдачи заказов в Петербурге становится всё больше. Большинство из них открываются по франшизе и кажутся начинающим предпринимателям очень лёгким способом заработка. Однако ПВЗ, расположенные слишком близко друг к другу, жёстко конкурируют за клиентский трафик и взаимно снижают прибыль друг друга.
Все маркетплейсы и логистические компании заявляют о росте числа ПВЗ по итогам текущего года в Петербурге.
По данным аналитиков, в городе ежемесячно открывается около 30 новых пунктов. Компании, как могут, пытаются влиять на то, чтобы новые точки открывались именно там, где они наиболее востребованы и где в час пик ещё можно увидеть очереди из желающих забрать свои заказы.
Каждому по пункту
На данный момент сеть брендированных пунктов "Яндекс.Маркета" превысила 800 ПВЗ, показав рост 26% относительно конца прошлого года. Аналогичная динамика сложилась и в Ленинградской области, где количество открытых пунктов оказалось более 300 единиц.
Региональный директор СДЭК Надежда Тайц сообщила, что сейчас в городе на Неве работают 208 ПВЗ компании, за 2024 год открылись 23 новых.
“
"Закрытие пунктов в городе — крайне редкая ситуация. Как правило, она связана с внешними причинами, а не с ситуацией на рынке", — добавляет она.
В "Авито" рассказали, что общее число пунктов выдачи заказов логистических партнёров, таких как "Почта России", СДЭК, "Яндекс.Доставка", Boxberry и др., составляет более 80 тыс. точек. Помимо этого, за 2024 год напрямую, без посредников, к "Авито" подключились 1,6 тыс. ПВЗ по всей России, из них 400 — в Петербурге.
Lamoda в 2024–м открыла 26 новых пунктов выдачи, а в прошлом году — 19 ПВЗ.
В Ozon рассказали, что число ПВЗ в Петербурге по итогам года выросло примерно на одну пятую. Но есть ещё много зон для открытий — это и новые ЖК, и исторический центр.
"Все приоритетные локации для открытия, где мы прогнозируем высокий трафик и готовы выплачивать финансовую поддержку в первые 6 месяцев работы точки, можно посмотреть на интерактивной карте на сайте для партнёров", — отмечают в компании.
Подобные карты есть и у других маркетплейсов. Больше всего субсидий и финансовой поддержки на старте можно получить при открытии ПВЗ в регионах и небольших городах. В мегаполисах самыми востребованными остаются зоны с новой застройкой и только что сданные дома.
К примеру, у "Яндекс.Маркета" дополнительное вознаграждение при открытии ПВЗ непосредственно зависит от выбранной локации и типа зоны на интерактивной карте маркетплейса и региона. Поддержка на старте может доходить до 1,8 млн рублей.
Операционный директор Boxberry Александр Митурич считает, что рынок ПВЗ в крупных городах уже достаточно насыщен.
“
"Сейчас пункты выдачи маркетплейсов и служб доставки ближе к покупателю, чем профильные и брендовые магазины. Получить заказ в большинстве случаев можно в радиусе 100–300 м от дома или работы. При этом у человека будет выбор из нескольких точек разных компаний", — говорит он.
Директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков замечает, что наблюдается увеличение числа совместных ПВЗ, где несколько маркетплейсов объединяют свои усилия. Это позволяет оптимизировать затраты и повысить проходимость точек, делая их более универсальными для покупателей.
“
"Опыт рынка показывает, что нужно обеспечить порядка 2 тыс. операций приёма–выдачи в месяц, чтобы пункт выдачи был прибыльным и вышел на самоокупаемость через 3–6 месяцев. Точные значения зависят от разных факторов, в том числе от стоимости аренды, проходимости места, зарплатных ожиданий сотрудников и т. д. Поэтому будущему владельцу ПВЗ нужно обстоятельно подойти к прогнозированию эффективности в конкретной локации. Наилучшую устойчивость показывают ПВЗ, работающие сразу с несколькими крупными игроками и за счёт этого имеющие высокий трафик", — подтверждают те же выводы в "Авито".
Недорогой старт
Желающих открыть новые пункты не становится меньше. В зависимости от выбранной компании сумма начальных вложений может различаться весьма существенно.
“
"Минимальные инвестиции для открытия ПВЗ СДЭК в Петербурге составляют 2,2 млн рублей. Эта сумма включает расходы на первые 7 месяцев работы: аренду помещения, оплату персонала и другие затраты. Средний срок выхода на окупаемость — 7 месяцев", — говорит Надежда Тайц.
По оценкам представителей Wildberries, для открытия нового ПВЗ партнёру могут понадобиться вложения в размере 300–500 тыс. рублей — в зависимости от арендной площади и масштабов ремонтных работ. "У нас предусмотрены программы гарантированного дохода и повышенные разовые субсидии. Клиентам всегда подсвечиваются пункты выдачи заказов, которые могут быть временно загружены. В этом случае им предлагается отправить заказ на другой ближайший ПВЗ", — отмечают в компании.
“
"Рост расходов на открытие и поддержание работы точки соразмерен инфляции. Это объективная картина, которую мы всегда закладываем в расчёт модели экономической эффективности точек для партнёров. Но растёт и оборот на точку. По итогам III квартала средний оборот точки в городе вырос на 31%, а с каждым месяцем жизни ПВЗ оборот прирастает в среднем на 5%", — отмечают в Ozon.
Можно довольно уверенно сказать, что ПВЗ выиграли конкурентную гонку у постаматов, которые были очень популярны ещё пару лет назад. Хотя формат может получить новый виток развития. Сейчас в Минцифры РФ прорабатывается инициатива, которая позволит "Почте России" ставить постаматы прямо в подъездах многоквартирных домов.
"Формат постаматов остаётся популярным, особенно для небольших заказов, — считает Ярослав Кабаков. — Но он сталкивается с растущей конкуренцией со стороны ПВЗ. Хотя постаматы по–прежнему востребованы, их доля на рынке растёт медленнее, поскольку ПВЗ предлагают дополнительные услуги, такие как возможность примерки и возврата товаров".