Атомоходы для Севморпути предложили строить за счёт грузоотправителей

Автор фото: Ермохин Сергей
Балтийский завод, Петербург.
Арктический инвестиционный сбор для грузоотправителей Северного морского пути (СМП, Севморпуть) предложили ввести с 2028 года.
С идеей выступил "Росатом", она уже обсуждается в правительстве РФ, пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники, знакомые с дискуссией.
Госкорпорация, ответственная за развитие Севморпути, полагает, что инвестиционный сбор позволит финансировать строительство ледоколов, так как сейчас средств на достройку атомоходов не хватает.
Ледоколы обеспечивают проводку грузовых танкеров по СМП, а также судов вспомогательного флота.
Сбор планируется взимать в виде надбавки к плате за ледокольную проводку через восточный сектор СМП, рассчитанной с тонны перевозимой продукции.
Единой позиции грузоотправителей по введению нового сбора пока нет, но отраслевые источники заверяют, что ему есть альтернатива. Так, на совещании у замглавы администрации президента Максима Орешкина в конце октября обсуждался вариант с введением с 2028 года фиксированного тарифа (как полагает издание, тоже на ледокольную проводку), подлежащего ежегодной индексации на индекс потребительских цен.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в прошлом году отмечал, что для строительства ледоколов не хватает производственных мощностей не только в России, но и в мире.
Сейчас ледокольный флот Севморпути состоит из семи атомных ледоколов, принадлежащих "Росатому": это атомоходы "50 лет Победы", "Вайгач", "Ямал", "Таймыр", а также ледоколы нового поколения 22220 — "Арктика", "Сибирь" и "Урал", которые построил Балтийский завод Петербурга, входящий в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК).
Верфь продолжает строить третий и четвёртый серийные атомоходы — "Якутию" и "Чукотку". Их контрактные сроки сдачи — декабрь 2024 года и декабрь 2026-го соответственно.
По данным открытых источников, цена строительства головного ледокола ("Арктики") составляла 36 млрд рублей. Стоимость третьего и четвёртого атомоходов оценивалась суммарно в 100 млрд рублей, писал "Деловой Петербург".
Кингисеппский машиностроительный завод и Балтийский завод подписали этой осенью контракты на строительство двух катеров для "Якутии" и "Чукотки".
Председатель Морской коллегии, помощник президента Николай Патрушев заявил, что освоение Северного морского пути необходимо для обеспечения технологической независимости страны. Особую важность этого морского арктического коридора неоднократно отмечал президент РФ Владимир Путин: во время своего выступления на пленарной сессии ПМЭФ-2024 он отметил, что в прошлом году по СМП прошло 36 млн тонн грузов, а в перспективе перевозки могут превысить 150 млн тонн.