Рыбный порт Петербурга решил провести ребрендинг после смены гендиректора

Автор фото: Архив ТМРП

В июле 2024 года в петербургской стивидорной компании "Терминал Морской Рыбный порт" сменился состав учредителей, а в конце сентября новым генеральным директором назначен экс-директор по логистике из "Северстали" Сергей Толстоухов. О своих задачах на этом посту и планах по обновлению инфраструктуры глава предприятия рассказал в интервью "Деловому Петербургу".

Сергей Юрьевич, на протяжении последних лет шести новости о терминале появляются исключительно вокруг событий, связанных с его бывшими владельцами . Кто сейчас стал новым акционером?
— Вопросы про собственников нужно задавать собственникам. Я наёмный менеджер, передо мной стоят определённые амбициозные задачи — значимо нарастить показатели грузооборота и финансовые показатели порта. Единственное, что могу сказать, что это опытные и грамотные люди, отлично разбирающиеся в инвестициях и бизнесе. И они заинтересованы в развитии нашего порта, поддерживают меня в этом. О себе скажу, что в логистике давно: работал в "Северстали", ЕВРАЗе, ОМК. Летом меня привлекли на аудит порта, чуть позже предложили его возглавить. Я хочу сделать отличный, высокоэффективный терминал с сильной командой и ясной стратегией.
Какое место сейчас занимает стивидорная компания и какое должна занять, скажем, через пару лет?
— Мы крепкий "середнячок". В прошлые годы порт по показателям перевалки грузов находился ближе к нижним строчкам топ-10 компаний. По итогам текущего года планируем обработать 1,7 млн тонн грузов, что на 30% больше показателей 2022-го. По динамике это достойный уровень, особенно среди коллег на Северо-Западе. В 2025-м нами поставлена задача довести объёмы до 2,5 млн тонн, то есть обеспечить прирост ещё в 1,5 раза. Это очень амбициозные цели. Терминал в декабре прошлого года начал стабильно работать с морскими контейнерными линиями, соединяющую Петербург с Юго-Восточной Азией. Увеличиваем объёмы обработки минеральных удобрений, металла, заключаем новые контракты по проектным, сыпучим грузам по разным направлениям — Азия, Латинская Америка, Ближний Восток.... Чаще всего мы принятые грузы далее направляем по всему СЗФО или в Центральную часть России. Причалы сейчас не простаивают.
Мы стали развивать логистику на ж/д и автоперевозках, чтобы достичь концепции "одного окна". То есть порт станет таким универсальным оператором: принять груз, обработать, передать на следующий этап, в зависимости от типа груза на ж/д или авто, вплоть до "двери получателя". Но первоочередная задача — обновление инфраструктуры.
О каком объёме инвестиций идёт речь?
— Пока рано озвучивать цифры. Собственники, как я уже отметил, заинтересованы в развитии. Необходимо обновлять технику: прежняя морально и технически устарела, сложности с запасными частями. Мы сейчас покупаем китайского производителя, Sany, XCMG и ряда других. Ремонтируем причальные площадки, часть территории порта переоборудуем под контейнеры. Приобрели и запустили новый спредер — это грузоподъёмный механизм для высыпания груза из контейнеров. Он в 10 раз сократил время погрузки клиентам в подвижной состав. У нас 6 причалов, в том числе есть глубоководные, по 11 метров. В 2026 году начнём капитальный ремонт других двух причалов, чтобы довести их также до 11 метров. Это капиталоёмкий процесс, требующий серьёзной подготовки. Планов много, они долгосрочные. Планы амбициозные. Одновременно решаем и накопленные проблемы с кадрами.
Кадровый дефицит?
— Сейчас у всех схожие проблемы в этом. Смотрим на уровень оплаты труда, создаём программу мотивации. У портовиков сложные профессии, своя специфика и свой определённый кадровый голод, по разным причинам.
Компания меняет бренд или название?
— Мы решили стать "БазисПорт" по множеству причин, основная — уйти от слова "рыбный" в названии. Это ограничивает и, думаю, отталкивает ряд потенциальных клиентов, которые чаще всего по названию определяют специфику деятельности порта.
Досье:
Выручка ООО "Терминал Морской рыбный порт" за 2023 год составила 1,89 млрд рублей против 1,78 млрд по итогам 2022-го (+6%). Перевалка контейнеров в январе–сентябре 2024 года выросла в 2,3 раза до 52,6 тыс. TEU (эквивалент одного контейнера).