Жизнь взаймы стала привычной для россиян

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Бизнес стал чаще подключать сервисы по оплате покупок частями. В некоторых случаях это превращается в полноценное кредитование покупателей.

В последние годы появляется всё больше сервисов оплаты товаров частями. Ретейлеры и маркетплейсы активно проявляют интерес к этой сфере и создают собственные fintech–продукты. Некоторые уже фактически начали выдавать полноценные кредиты.
Растущая ключевая ставка ЦБ дополнительно подстёгивает эти процессы.

Купить сейчас — платить потом

Эксперты замечают, что в этом году наблюдается заметный рост доли покупок с использованием оплаты долями и карт рассрочки. Это связано с увеличением количества предложений подобных услуг от ретейлеров и маркетплейсов, а также с их популяризацией среди потребителей.
Директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков замечает, что многие предпочитают сервисы оплаты долями, в стиле BNPL (Buy now, pay later — то есть "Купи сейчас, плати потом"). Они особенно востребованы среди молодёжи и покупателей, которые не хотят использовать банковские кредиты. Кроме того, такие сервисы используют клиенты с высокой долговой нагрузкой, которые уже не могут взять потребительский кредит.
"Для маркетплейсов такие сервисы являются инструментом повышения лояльности клиентов и увеличения среднего чека. Предлагая повышенный кешбэк, оплату частями, рассрочку или кредиты, они стимулируют покупателей чаще возвращаться на платформу и делать больше покупок", — уточняет эксперт.
Неплохо себя чувствуют и внешние сервисы, работающие с магазинами–партнёрами. В компании "Долями" корреспонденту "ДП" рассказали, что увеличение спроса происходит на общем фоне роста рынка BNPL, который за 9 месяцев 2024 достиг 200 млрд рублей, что уже превысило объём всего 2023 года (180 млрд рублей).
"В основном BNPL–сервисами пользуются при покупке товаров в категориях “Бьюти и фешен”, “Ювелирные украшения”, “Одежда и обувь”, “Товары для детей”. Подключение такого способа оплаты вызывает всё больше интереса и со стороны бизнеса: только за 9 месяцев 2024 года прирост сервиса “Долями” по количеству магазинов–партнёров составил 48%", — сообщили в компании.
В пресс–службе сервиса "Подели" замечают, что рост интереса к оплате покупок по частям происходит как в онлайн–сегменте, так и в офлайн–рознице. "Число наших партнёров растёт. Сервис уже доступен в более чем 70 тыс. онлайн–магазинов и более 10 тыс. розничных точек", — говорят там.
Доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Линда Рыжих обращает внимание, что подобные сервисы востребованы не во всех рыночных сегментах. Они актуальны преимущественно для товаров массового спроса. Такой способ оплаты привлекает покупателей прежде всего за счёт выгоды — оплата стоимости покупки частями не предполагает дополнительных затрат в виде процентных платежей. Также этот способ распространён среди покупателей образовательных услуг, туристических путевок, бытовой техники.

Из рук в руки

Крупные маркетплейсы и интернет–магазины предпочитают вкладываться в разработку собственных fintech–продуктов. Во–первых, предлагая повышенный кешбэк и скидки, они дополнительно привлекают значительное количество покупателей и тем самым расширяют свою долю на рынке в различных потребительских сегментах. Во–вторых, через проведение платежей банки маркетплейсов зарабатывают на тех покупателях, которым нужна более длительная рассрочка. Поскольку они платят за это комиссионное вознаграждение вроде бы банку, но в конечном итоге — тому же маркетплейсу. В–третьих, такая система позволяет маркетплейсам снижать свои трансакционные издержки за счёт экономии на эквайринговых услугах. Схемы могут быть разными.
"Авито" активно запускает fintech–продукты в партнёрстве с крупнейшими участниками рынка. Кроме того, в компании развивают рынок c2c–сделок, предоставляя пользователям те же опции, быстрые и безопасные, к которым они привыкли при обычных покупках в магазинах. Продавцам данная функция помогает ускорить продажу товаров и быстрее находить потенциальных покупателей.
"Впервые мы ввели опцию покупок в кредит в январе 2024 года. Сейчас она представлена рассрочкой от партнёра сервиса — “Т–рассрочка”. Опция действует на покупку товаров стоимостью до 150 тыс. рублей у частных продавцов. Мы видим, что благодаря сервису пользователи смогли увеличить средний чек в 3 раза. Доля покупок в рассрочку также активно растёт", — говорят в "Авито".

Кредит в магазине

Группа "М.Видео–Эльдорадо" реализует все финансовые продукты, предлагаемые покупателям, через свою дочернюю компанию "Директ Кредит".
"Мы стремимся предоставить нашим клиентам простые и прозрачные условия покупок и открыть доступ к собственным удобным финансовым инструментам, что особенно актуально в период высоких ставок по банковским кредитам", — говорят в пресс–службе компании.
Объём кредитных продаж группы "М.Видео–Эльдорадо" за 9 месяцев 2024 года вырос даже в условиях высокой ключевой ставки ЦБ РФ: его доля в продажах составила 16,7% против 16,2% за 9 месяцев 2023 года.
В рамках развития собственного fintech–направления группа "М.Видео–Эльдорадо" этой осенью запустила новую услугу для клиентов, позволяющую не просто купить товар в рассрочку, а оформить заявку на заём и получить деньги на карту в личном кабинете покупателя в мобильном приложении. Полученные средства клиент может использовать как для оформления покупок на каналах продаж ретейлера, так и на любые другие цели. Формат получения займа на карту клиента дополняет возможности покупок в кредит и рассрочку.
Линда Рыжих считает, что такой механизм на данном этапе развития кредитной системы не будет востребован повсеместно. Но перспективы у него, безусловно, есть. Преимущества по сравнению с банковским кредитом здесь — это удобство и быстрое рассмотрение заявки, отсутствие необходимости подтверждать документально занятость и уровень доходов и получение товара сразу.
"В связи с этим подобные предложения в ретейле будут появляться чаще и иметь тенденцию к массовому применению, поскольку это способствует активизации покупателей и росту оборотов в торговых точках", — заключает эксперт.