Татарстанская компания проиграла спор о поставке мотовозов в метро Петербурга

Автор фото: roelprom.pro

Компания "РоЭлПром" из Татарстана проиграла спор с ГУП "Петербургский метрополитен", связанный с поставкой мотовозов на 118 млн рублей.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказался удовлетворить заявление ООО "РоЭлПром" об увеличении срока доставки и ввода в эксплуатацию мотовозов для петербургской подземки. Кроме того, истцу было отказано в признании форс–мажором санкций иностранных государств.
"РоЭлПром" занимается разработкой, проектированием и изготовлением нестандартного промышленного оборудования, специального подвижного состава для железных дорог и метрополитенов и т. д. Выручка "РоЭлПрома" в 2023 году составила 118 млн рублей, чистая прибыль — 4,7 млн, указано в сервисе "Контур.Фокус".
В августе 2023 года ГУП "Петербургский метрополитен" объявило о закупке трёх мотовозов для замены списываемой по сроку службы техники за 117,9 млн рублей. Их необходимо было поставить в феврале этого года. "РоЭлПром" предложил поставить мотовозы за 117,28 млн рублей. Его признали победителем и заключили договор.
Однако при его исполнении возникли проблемы, оценённые "РоЭлПромом" как форс–мажор. Свою позицию он подкрепил заключением Торгово–промышленной палаты Татарстана. По версии "РоЭлПрома", метрополитен согласовал установку на мотовозах автоматической коробки передач Voith DIWA 864.3Е (Германия), доставленной по параллельному импорту. В ГУПе отрицают факт согласования.
При установке оборудования на мотовозы выяснилось: его программное обеспечение (ПО) не адаптировано для эксплуатации в России. "РоЭлПром" уведомил метрополитен о форс–мажоре.
Сами мотовозы так и не были поставлены, но сейчас, как заявил в суде "РоЭлПром", производится диагностика и настройка ПО блока управления Voith DIWA 864.3Е.
Метрополитен в суде заявил: поставщик с учётом срока действия санкций мог и должен был предвидеть риски блокировки иностранного ПО. По мнению метрополитена, "РоЭлПром", выявив блокировку гидромеханической передачи Voith diwa 864.3Е, мог выбрать другую модель, созданную в дружественных государствах.
"Автоматическое дистанционное отключение программного обеспечения блока управления гидромеханической передачи модели не является существенным изменением обстоятельств", — согласился суд.
Ни "РоЭлПром", ни ГУП не ответил на запросы "ДП".
Санкции в целом не являются "оберегом" поставщика или подрядчика, особенно в нынешнем году, считает партнёр юридической фирмы Ru.Courts Елена Менде.
"В данном споре принципиальным был не вопрос санкций по ввозу товаров. Основной вопрос касался отключения ПО технически сложного товара, — поясняет эксперт. — Правда, в судебном решении не указано, следствием чего явилась невозможность использования ПО — исполнения производителем конкретных санкционных норм, внутренней политики производителя, блокирующей использование ПО в РФ, или же общими техническими настройками, при которых оборудование работоспособно только в определённых регионах".
По мнению Елены Менде, "РоЭлПром" мог повысить свои шансы на выигрыш в суде, если бы предоставил доказательства, что проводил исследования, тесты или собирал информацию до приобретения коробки передач. Это позволило бы рассчитывать, что оборудование окажется работоспособным, а договор будет исполнен вовремя.