VPN в чёрном ящике: сервисы обхода блокировок превратились в кота Шрёдингера

Идея пересчитать пользователей VPN вызвала бурную реакцию россиян
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
На днях по СМИ и социальным сетям прокатилась волна слухов о том, что Роскомнадзор собирается вести учёт пользовательских устройств, с которых осуществляется доступ к сайтам, заблокированным на территории России. Проще говоря — роутеров и компьютеров, на которых установлены VPN.
Шум поднялся настолько большой, что ведомству пришлось выступать со специальным разъяснением. Дескать, приказ (который ещё не принят, а только проходит антикоррупционную экспертизу и общественное обсуждение) вообще не касается пользовательских устройств. Собирать будут только сетевые адреса, используемые операторами связи и провайдерами. А нужно это для противодействия киберугрозам и DDoS–атакам.
Верить объяснениям регулятора придётся на слово. Сам приказ, хоть и размещён в открытом доступе, написан столь совершенным бюрократическим стилем, что понять его истинное содержание под силу лишь очень опытным юристам или госслужащим. Одно только его название занимает 14 строчек: "Об утверждении порядка предоставления операторам связи, собственникам или иным владельцам технологических сетей связи, имеющим уникальный идентификатор…" И прочая и прочая.
Вполне вероятно, что журналисты, запустившие волну, действительно не совсем верно поняли формулировки сложного документа. Но примечательно, насколько идея того, что пользователей VPN хотят поголовно пересчитать и учесть, нашла живой отклик в обществе. Вроде бы россияне давно должны привыкнуть к тому, что в любой день могут оказаться внесёнными в какой–нибудь очередной реестр. Но, как выясняется, хотя бы иллюзорная приватность и возможность выбирать, какие новости читать и какие сайты посещать, остаётся для большинства значимой ценностью.
Ситуацию подогревает ещё и то, что сервисы VPN в России находятся в состоянии пресловутого кота Шрёдингера. Узнать, жив кот или нет, в этом мысленном эксперименте можно было, только открыв коробку. Вот и VPN в России ни жив ни мёртв — признания высокопоставленных официальных лиц, что они сами пользуются обходом блокировок, и доклады Роскомнадзора о том, сколько сервисов заблокировано за отчётный период, мирно соседствуют в хронике дня.
Впрочем, так дело обстоит не только с VPN. Где–то неподалёку стоит точно такая же "коробка Шрёдингера" с котом по имени YouTube. А издалека за всем этим с ностальгией наблюдает Telegram, у которого, впрочем, уже совсем другие проблемы.