Инфляция счастья: россияне начали сокращать траты на новогодние подарки

Значение новогодних подарков в России стало постепенно обесцениваться
Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"
Конец декабря — время покупать подарки. Сегодня практически нет такой вещи, которую нельзя было бы купить и подарить. Моментальная доступность к множеству вещей уничтожила ощущение уникальности и ценности.
Всё чаще люди оказываются перед дилеммой: купить один хороший, дорогой и уникальный подарок для близкого человека или тратиться на множество незначительных милых сувениров для большого числа знакомых. Новогодняя бухгалтерия в итоге оборачивается стрессом. Надо поздравить близких, не забыть о братьях и сёстрах, тётях и дядях, любимых коллегах — и всё вручить от чистого сердца. Возникает вопрос: а что же важнее — качество и дороговизна презента или знак внимания?
Международная исследовательская компания Ipsos Group выяснила, что в этом декабре четверть опрошенных собираются снизить бюджет на новогодние подарки. Большая часть респондентов (34%) готова потратить на подарки от 500 до 1500 рублей, около 21% закладывают от 1500 до 3 тыс. рублей, 13% опрошенных отдадут от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, 15% — 5 тыс. рублей и, наконец, до 500 рублей на подарки под ёлку отложили 10% россиян.
Но есть и те, кто вообще не планирует покупать подарки на Новый год, — это 7% опрошенных. Среди них, кстати, доля зумеров составляет 9%. При этом, по данным опроса, по–прежнему самым востребованным и универсальным подарком остаются деньги — 42% респондентов ожидают под ёлкой найти банкноты. Но занятно и то, что возрос интерес к подаркам в виде сюрпризов, впечатлений и путешествий (37%). К слову, меньше всего респонденты хотели бы получить на Новый год сувениры (например, свечи и магниты) с символами Нового года, а также билеты в театр и кино.
Когда за деньги можно купить любую мечту, происходит обесценивание самой сути презента. Дети девяностых привыкли, что любой подарок нужно "выстрадать", заполнить ожидание определённой мерой душевных терзаний — в конце концов, это и определяло ценность подарка. Как писал известный российский писатель: "Лет десять назад новая пара кроссовок, привезённая дальним родственником из–за бугра, становилась точкой отсчёта нового периода в жизни… Счастье, которое можно было извлечь из такого приобретения, было безмерным. Теперь, чтобы заслужить право на такой же его объём, надо покупать как минимум джип, а то и дом".
Но каждый взрослый всё же помнит свой старый добрый "сладкий подарок", найденный утром 1 января под новогодней ёлкой.