В России значительно вырос рынок средств реабилитации инвалидов

Автор фото: ТАСС

Российский сегмент ассистивных технологий — одна из наиболее перспективных рыночных ниш, которая уже сейчас увеличивается на 13% ежегодно.

Дальнейшему росту рынка будет способствовать старение населения, а также рост заболеваний, вызывающих функциональные нарушения у людей молодого возраста.

На грани фантастики

Если ещё 10–15 лет назад средства реабилитации инвалидов были ограничены косметическими протезами, лишь визуально скрывающими физический недостаток от окружающих, то сегодня в распоряжении людей с особыми потребностями существует целый спектр ассистивных функциональных устройств — от нейроимплантов для восстановления зрения до экзоскелетов и киберконечностей.
"Assistive Tech — это технологии, которые поддерживают или дают людям новые возможности,— поясняет Кирилл Коротков, директор по маркетингу союза “Кибатлетика”. — Например, у человека не было от рождения возможности ходить или он эту возможность утратил, а ассистивные технологии их возвращают. И рано или поздно Assistive Tech всех уравняет. Люди не будут делиться на здоровых и инвалидов. Просто появятся новые люди, которые смогут управлять своим здоровьем, понимая, какие технологии использовать в той или иной ситуации".
Помимо киберпротезов к ключевым продуктам в области Assistive Tech эксперты относят бионические глаза, импланты сетчатки глаза, "умные" трости, слуховые аппараты костной проводимости и другие инструменты, помогающие людям с ограниченными возможностями лучше адаптироваться к жизненным реалиям. В частности, Кирилл Коротков рассказал о разработке лаборатории "Сенсор–Тех" — "умном" помощнике "Робин".
"Это — гаджет, который помогает людям с нарушением зрения фактически видеть ушами, — поясняет эксперт. — “Робин” представляет собой устройство компьютерного зрения, которое передаёт информацию пользователю через наушник. Гаджет определяет предметы, которые находятся перед человеком, и распознает лица. Последняя функция доставляет незрячим людям особенное удовольствие, поскольку туда можно загрузить лица близких людей и у обладателя “Робина” появляется возможность первым заговорить со своим знакомым. Для тех, кто видит хорошо, это обыденная история. Для людей же с нарушением зрения возможность первыми поприветствовать друзей или родственников — это просто чудо какое–то".
Ещё большим чудом стали бионические протезы нижних и верхних конечностей. Такие устройства представляют собой симбиоз живой ткани и искусственных компонентов и способны взаимодействовать с нервными клетками человека. Они используют разработки робототехники, умеют имитировать индивидуальные жесты и передавать тактильные ощущения.
"Человеческая рука выполняет несколько функций, в том числе сенсорную и моторную, — рассказывает руководитель департамента нейротехнологий компании “Моторика” Юрий Матвиенко. — Благодаря моторной мы можем перемещать предметы и взаимодействовать с ними. За счёт сенсорной мы ощущаем, является ли этот предмет тёплым, горячим, мягким или твёрдым. Однако при потере конечности эти и другие функции утрачиваются и вдобавок к этому появляются болевые синдромы. Пациент начинает ощущать фантомную боль. Современные бионические протезы возвращают все эти функции и блокируют болевые сигналы".
Эксперт рассказал, что управление протезом происходит посредством считывания миографических сигналов, которые генерируются костным мозгом и приводят к сокращению мышцы. То есть в тот момент, когда человек хочет совершить движение, он напрягает мышцы определённым образом, протез это считывает и делает нужный жест.
"В 60–х годах прошлого века советские учёные открыли миографическое состояние, которое используют для целенаправленного управления мышцей, — пояснил Юрий Матвиенко. — И эти технологии даже во время холодной войны были куплены Канадой и Великобританией. Сейчас все протезы в мире используют эти технологии для управления протезами".

Не только инвалиды

В настоящий момент в России более 11,7 млн человек, или 8% населения страны, являются инвалидами. Именно эти люди — основная целевая аудитория рынка ассистивных технологий.
Однако, как отметил Кирилл Коротков, большинство задач, которые решает Assistive Tech, адресованы не только людям с инвалидностью. Население планеты стареет, и, по оценкам ООН, в 2024 году доля пожилых людей в возрасте 65 лет и старше уже превысила 10%. Многие из них имеют ограниченные физические и когнитивные возможности. В частности, по мнению экспертов компании "Октава ДМ", из–за естественного старения населения увеличится число людей с проблемами слуха.
Впрочем, из–за чрезмерного уровня громкости при прослушивании музыки через наушники уже сейчас всё больше слабослышащих появляется среди молодых людей. Такие заболевания, как корь или грипп, также приводят к ухудшению слуха, а одним из последствий ковида зачастую является сенсоневральная тугоухость.
Кроме того, по данным ВОЗ, растёт и число людей с таким когнитивным нарушением, как дислексия: в России, например, подобная проблема зафиксирована почти у 12% населения, и они также нуждаются в помогающих технологиях.
В итоге, согласно исследованию Агентства инноваций Москвы, около трети населения России являются потенциальными пользователями ассистивных продуктов. Таким образом, целевая аудитория Assistive Tech в России оценивается в 49,3 млн человек, из которых 34% приходится на людей с нарушениями зрения, 26% — мобильности, 22% — слуха и 17% — с когнитивными нарушениями.

Восходящая динамика

В настоящий момент, по данным Минпромторга, в России действуют 270 компаний — производителей ассистивных технологий, из которых чуть более 50 компаний выпускают продукты на основе робототехники, нейротехнологий и виртуальной реальности.
Большая часть высокотехнологичных предприятий (около 60%) сосредоточена на решениях для людей с нарушениями двигательной активности. Это преимущественно протезы, ортезы и системы реабилитации двигательных функций, подвижности, мелкой моторики. К числу лидеров этого сегмента Assistive Tech эксперты относят такие компании, как "Металлист", "Метиз", "Моторика".
Однако в последнее время появляется всё больше стартапов, также предлагающих уникальные решения для инвалидов. Например, компания "Часть Человека", разработавшая бионическую кисть и предплечье с индивидуальным дизайном, или Steplife, запустившая серийную модель протеза бедра с микропроцессорным управлением.
Как сообщили в Агентстве инноваций Москвы, рынок преимущественно развивается за счёт государственной поддержки.
Основной формат — прямые госзакупки и субсидирование затрат пользователей на подбор, покупку и обслуживание ассистивных устройств. Самостоятельно приобрести технические средства реабилитации инвалидам не под силу из–за их высокой стоимости. Например, цена бионической руки в России достигает 1,5 млн рублей.
Ежегодно Фонд социального страхования РФ оплачивает для людей с инвалидностью изготовление более 8300 протезов рук на сумму свыше 700 млн рублей. В частности, инвалиды из Петербурга ежегодно получают более 270 протезов рук на сумму свыше 21 млн рублей.
Однако, по данным Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР), потребность в протезах верхних конечностей составляет всего 12%, основная доля приходится на протезы нижних конечностей — 88%. Прогнозируемая потребность в протезах в ближайший период оценивается в объёме не менее 60–70 тыс. изделий в год с учётом новых регионов.
В связи с этим производство технических средств реабилитации неминуемо продолжит рост. По данным Минпромторга, уже в прошлом году их стали выпускать на 13% больше, чем в 2022–м. Аналогичный рост зафиксировали по итогам первого полугодия 2024 года.
В настоящее время подготовлен проект стратегии реабилитационной индустрии до 2030 года, а также проект постановления правительства, по которому с 2025 года компании, локализованные в России, будут получать максимум преференций от государства.