Оценив минимум бумажной волокиты, эмитенты стали использовать цифровые финансовые активы как нечто обыденное. Рост ключевой ставки пока снизил к ЦФА интерес. Однако, если в 2025 году их на деле начнут принимать в качестве платёжного средства при внешнеэкономических расчётах, бум ЦФА затмит самые смелые фантазии апологетов блокчейн-технологий.
На начало декабря 2024-го инфраструктура рынка ЦФА состояла из 12 так называемых операторов цифровых активов, а также пары операторов обмена ЦФА, в роли которых выступают Московская биржа и СПБ Биржа. Отличие операторов обмена в том, что они не могут выступать платформой для эмиссии выпусков ЦФА. Зато способны организовывать обмен цифровыми активами, которые выпущены теми или иными операторами. В роли эмитентов цифровых долговых обязательств уже выступили многие крупные корпорации страны.
Дело пошло
“
"Одним из ключевых итогов года на рынке ЦФА можно смело назвать начало вторичных торгов цифровыми обязательствами с участием частных инвесторов, — полагает Александр Бударин, руководитель отдела долговых рынков России и стран СНГ информационно-аналитического агентства Cbonds. — Да, пока такие сделки мы видим только у Альфа-Банка и "Токеона". Но даже вторичные торги в финансовом периметре двух платформ — это существенное достижение и показатель того, что рынок ЦФА вышел из младенческого возраста".
Подтверждением этого является бурный рост рынка в 2024 году. Так, по итогам октября 2023-го в обращении, по данным Cbonds, находилось ЦФА на 28 млрд рублей. По итогам октября 2024 года этот показатель достиг 199 млрд рублей.
Важным моментом, демонстрирующим возросшую зрелость рынка, стало и то, что в первой половине 2024 года уже прекратились выпуски объёмом в один рубль, на которые был так богат 2023 год. При этом рынок расширился за счёт эмиссий, привязанных к тем или иным активам. Так, в марте компания "Джипиэф Инвестментс", дочерняя структура корпорации "Норникель", выпустила первые ЦФА на золото, палладий, платину, медь и никель. В апреле появились ЦФА для малого и среднего бизнеса с включением в процесс эмиссии специальной компании, управляющей залогом, под который и привлекаются средства инвесторов. А выпуски ЦФА, привязанные к квадратному метру, и вовсе стали в этом году чем-то обыденным.
“
"Эмитенты в полной мере распробовали финансовые инструменты, выпускаемые с использованием блокчейн-технологий, и стали в массовом порядке использовать их для привлечения денежных средств по упрощённой схеме, — констатирует Александр Бударин. — По факту ЦФА заняли нишу коммерческих облигаций: они выпускаются ещё быстрее, чем бумаги такого рода, а количество эмиссионной документации сведено к минимуму. При желании и наличии спроса инвесторов выпуск ЦФА можно организовать всего за день".
Кроме того, отмечает Александр Бударин, важной вехой для рынка стал запуск закрытых выпусков ЦФА. "Сведения о таких выпусках оператор информационной системы передаёт исключительно ЦБ РФ, а публично раскрывать не имеет права. Лишь в некоторых случаях платформы могут раскрывать эмитента и объём таких выпусков — а вот данные об инвесторах и условиях привлечения эмитентом средств не раскрываются".
Также именно в 2024 году появилась возможность расплачиваться ЦФА при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Соответствующий закон был подписан президентом РФ в марте. Однако механизмы реализации этого закона пока не отработаны, непонятно, как проводить и учитывать сделки с использованием ЦФА как платёжного средства, как осуществлять в их отношении валютное регулирование и регулирование ВЭД.
Главным фактором, сдерживающим развитие рынка ЦФА, является то, что он пока не является единым. У каждого оператора информационной системы — своя экосистема. Есть операторы обмена — ММВБ и СПБ Биржа, но пока как площадки взаимодействия эмитентов и инвесторов, подключённых к той или иной информационной системе, они толком не заработали.
"Для оценки рынка ЦФА многие эксперты оперируют цифрами объёма размещённых выпусков. Однако таким образом оценивать его не совсем корректно, потому как многие ЦФА выпускаются эмитентами на крайне незначительный срок. А затем они повторно прибегают к использованию этого инструмента, — отмечает Александр Бударин. — Именно поэтому правильнее оценивать динамику объёма ЦФА, находящихся в обращении в тот или иной момент".
Исковая данность
Крайне важное с точки зрения понимания потенциальными инвесторами возможных юридических рисков событие произошло в июле 2024 года.
"Индивидуальный предприниматель Дарья Ряхова из Удмуртии выступила эмитентом выпуска ЦФА сроком обращения один месяц и объёмом 100 тыс. рублей, обеспечив его в качестве залога земельным участком площадью 600 м2. После двух промежуточных выплат эмитент не погасил ЦФА в срок, — рассказывает Олег Ушаков, председатель комиссии по ЦФА совета по финансово–промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ. — И компания, управляющая залогом, — микрофинансовая организация “Реми капитал” — обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании залога в пользу частных инвесторов. Первое судебное заседание состоится в январе 2025 года, и теоретически так необходимый участникам рынка прецедент будет создан в течение года".
Вот только стороны процесса практически сразу объявили о том, что данный дефолт является экспериментом и призван на практике отработать все юридические процедуры защиты интересов инвесторов ЦФА. Однако, погнавшись за громкой славой радетелей о пользе инвесторов, и платформа "Токеон", и истец, и ответчик могут в итоге остаться ни с чем.
Совершенно непонятно, зачем было во всеуслышание объявлять об "экспериментальном иске". Ведь судьи очень не любят участвовать в такого рода постановках, чем бы они ни были мотивированы. Поэтому в итоге сделку по приобретению ЦФА судья может, скажем, признать недействительной. И в результате столь необходимый профессиональным финансистам и юристам прецедент возникнет гораздо позже.
Так или иначе, время на прояснение юридических нюансов у всех заинтересованных в этом сторон рынка цифровых финансовых активов ещё есть. Поэтапное повышение Банком России ключевой ставки на время снизило интерес эмитентов к новым заимствованиям. А некоторые банки, ещё вчера декларировавшие живой интерес к новому финансовому инструменту, теперь не горят желанием как-то комментировать его перспективы.
Впрочем, несмотря на всё это, 2025 год вполне может стать и годом бурного расцвета рынка ЦФА, без оглядки на юридические тонкости. Если российские импортёры отработают, скажем, к следующей весне со своими зарубежными контрагентами порядок и схемы внешнеэкономических платежей с использованием ЦФА, то рынок практически в одночасье может вырасти на порядок. Причём не с уровня рубль-другой, а с уровня четверть триллиона рублей. И тогда — только успевай считать.