Как издаются современные петербургские писатели, почему им не хватает читателей и что не так с ценами на книги — в материале "Делового Петербурга".
Учитывая монополию крупных издательств и книжных сетей писателям из Петербурга не так просто опубликовать свои произведения. Однако литераторы находят возможности быть напечатанными и попасть на полки магазинов. "ДП" узнал, как они это делают и что можно улучшить, чтобы люди читали новых авторов.
Читателя нет
С книгоизданием сейчас довольно тяжёлое положение, считает писатель, публицист и главный редактор журнала "Звезда" Яков Гордин. По его словам, ещё сравнительно недавно могли успешно работать малые издательства, но сейчас это уже очевидно проблематично. Книги продаются хуже и стоят значительно дороже.
“
"Тем не менее книги издаются. Издательства ориентируется на определённую читательскую и покупательскую группу. Они это делают путём опыта и наблюдения за рынком, за интересами читателя", — пояснил Яков Гордин.
Петербургский писатель Сергей Носов считает, что читателя сегодня найти сложно — люди перестали покупать книги. В небольших издательствах они и так выходят небольшими тиражами, крупные сетевые магазины накручивают цены, а авторы и издатели с этого ничего не получают. Плюс люди не могут узнать о новых книгах, поскольку в России по сути нет литературной критики.
"Отдельные критики есть, но критики, как институции, практически не существует, и никто уже не читает специализированных литературных журналов, которых практически уже и нет. Какую-то роль выполняют литературные премии, которые порой высвечивают новых авторов и новые книги", — говорит писатель.
Гегемония монополистов
По словам писателя Павла Крусанова, в Петербурге, как и во всей России, издательства можно поделить на два условных типа — "фабрики" и "лаборатории". Первые, как правило, являются частью крупных холдингов, например "Азбука Аттикус", которая входит в московскую группу "Эксмо-АСТ". Они публикуют книги, которые с высокой долей вероятности будут пользоваться спросом. Вторые — чисто петербургские издательства, живущие своими средствами, которые ищут новых авторов и пускают их в литературоведческий оборот. А потом, если они будут успешны, "фабрики" их перекупают.
"Все проблемы, которые всегда были у небольших издательств, они и сохраняются. У них нет возможности выживать за счёт ассортимента — он небольшой, и каждая книжка должна быть "попаданием" Если что-то уходит в минус, то эти деньги просто вынимаются из оборота и потом их не хватит на что-то другое", — объяснил писатель.
Также книгоиздание непосредственно связано с книгопродажей. По мнению Павла Крусанова, несмотря на то, что в России действует антимонопольное законодательство, в книгоиздании и в книгораспространении наблюдаются все признаки чистейшей монополии, когда крупнейшие издательства — холдинг "Эксмо-АСТ" и сетевые магазины "Читай-город" и "Буквоед" принадлежат одному владельцу. Соответственно, все преференции отдаются книгам этого холдинга.
“
"Ещё есть проблема ценообразования. Скажем, издательство отдаёт в продажу книгу по цене 300 рублей. Туда уже вложены такие расходы, как гонорар автора, работа корректора, редактора и художника, вся полиграфия плюс прибыль порядка 30%, которую издательство хочет получить. А магазин эту книгу выставляет по цене в три раза больше, получая прибыль уже 300%. Если не подключить государство к регулированию ценообразования, то мы скоро загубим минимум две отрасли — полиграфию и издательство", — уверен Павел Крусанов.
По мнению писателя, властям стоило бы ввести фиксированные цены на книги, как это делается в некоторых странах Европы. Одновременно, книжным магазинам, которые работают исключительно по этому профилю, можно давать субсидии на льготную аренду помещений.
Поддержка власти
Как рассказал глава Союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Попов, изданию книг в Петербурге сейчас помогает поддержка от правительства города — книги рассматриваются на профильной комиссии в Смольном, и если произведение подходит по их критериям, то выдаётся финансовая поддержка на издание — полностью оплачиваются услуги типографии. Другой вариант — когда частные издательства сами берутся за публикацию книги на свои средства.
"Например, издательство Елены Шубиной выпустило мою книгу "Выдумщик". Они взяли на себя ответственность и по распространению, и по пропаганде. Книга была презентована в магазинах, были сюжеты по радио и телевидению. Это лучший вариант, когда издательство заинтересовано и берётся за распространение твоей книги, а не просто надеется заработать. Поэтому и отбор неизбежен. Кому-то он обиден, огорчителен. Но создавать совсем уже тепличные условия, может быть, это и чересчур. Тогда исчезнет вообще ответственность писателя и его напряжение. А напряжение — это сопротивление среды, необходимое для создания сильной книги", — уверен Валерий Попов.